На что откладывают деньги россиянки и сколько им нужно для лучшей жизни
Увеличение ежемесячного дохода на 50 тыс. рублей смогло бы серьёзно улучшить жизнь российских женщин. Дополнительные средства россиянки потратили бы на путешествия, ремонт и уход за собой. Использовать их для финансовой подушки готовы 23% женщин, хотя в целом накопления на всякий случай имеет каждая вторая. Об этом свидетельствуют данные нового исследования СберМаркетинга.
СберМаркетинг в преддверии Международного женского дня исследовал отношение россиянок к деньгам и финансовым инструментам. Респондентки рассказали, какими финансовыми инструментами пользуются, как часто копят и какая сумма могла бы повысить их качество жизни. В количественном опросе участвовали 1500 женщин в возрасте 18-60 лет, жительницы городов с населением 100 тыс. человек и более. В качественном исследовании — 48 участниц из разных регионов России, в крупных, средних и малых городах.
«Женщины выступают основными потребителями многих товаров и услуг в России. Например, большинство женщин делают покупки на маркетплейсах в среднем два-три раза в месяц, большинство мужчин — раз в месяц. Понимание потребительских паттернов этой аудитории важно не только для женских брендов, но и для большинства компаний. В исследовании мы охватили главные аспекты взаимодействия женщин с деньгами, кредитными и финансовыми инструментами. Итоги опроса будут любопытны не только маркетологам, но и широкой аудитории», — комментирует Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга.
Сохранить, приумножить или занять: какими финансовыми инструментами пользуются российские женщины
87% россиянок пользуются теми или иными инструментами для сохранения и приумножения средств. Наибольшей популярностью пользуются бонусные программы и кешбэк (45%), накопительные счета (43%) и банковские вклады (38%). Четверть респонденток призналась, что дополнительным источником дохода для них становится продажа ненужных вещей.
Недвижимость и финансовые инвестиционные инструменты использует примерно равное количество респонденток: 16% и 17% соответственно. В части недвижимости речь идёт в первую очередь про сдачу в аренду (13%) и покупку недвижимости как средства инвестирования (6%), а 3% используют и сдачу, и покупку недвижимости. Особенно популярны операции с акциями и облигациями (10%), на втором месте ПИФы (паевые инвестиционные фонды) и криптовалюта — по 4%.
Кредитными продуктами в России пользуются 72% женщин. Популярность тех или иных инструментов варьируется в зависимости от возраста и уровня дохода респонденток. Например, более половины женщин 25–30 лет пользуются кредитными картами (54%). В 31–40 лет на первый план выходит ипотека: она есть у 30% опрашиваемых этой возрастной группы. Интересно, что 66% работающих женщин с доходом менее 20 тыс. рублей на человека в семье не используют кредиты наличными. Россиянки с доходом от 60 тыс. рублей на человека в семье активнее других пользуются ипотечными продуктами (26%) и рассрочками, кредитами для покупки конкретного товара (15%).
И на мечту, и на всякий случай: на что копят россиянки
Финансовая подушка есть у 46% респонденток, при этом привычка делать накопления в большей степени типична для женщин с высоким доходом (63%). На конкретные цели деньги откладывают 40% россиянок. Чаще всего такого формата сбережений придерживаются респондентки со средним доходом (40–60 тыс. рублей на человека в семье) и молодёжь (18–24 года) — по 48%. Среди конкретных целей лидируют путешествия (49%), ремонт (45%), покупка квартиры или дачи (32%), здоровье (26%).
Помимо накоплений 25% россиянок активно занимаются поиском дополнительных источников дохода, а 19% уже нашли такие в течение последнего года. Любопытно, что эта черта в равной степени характерна для женщин с любым уровнем дохода, но после 50 лет интерес к сторонним заработкам резко снижается и уступает место экономии. Среди женщин 51–55 лет экономят 42%, в 56–60 лет — 39%.
Образование как ключ к финансовому благосостоянию
Участницы опроса также поделились своим отношением к дополнительному образованию. Выяснилось, что учиться готовы 92% россиянок. Главным источником мотивации при этом выступает возможность дополнительного заработка (76%). 19% участниц опроса заявили, что за последний год, благодаря обучению, уже нашли дополнительные источники дохода, ещё 25% пока находятся в поиске.
57% видят в обучении инструмент собственного развития, причём чем более обеспеченной является женщина, тем охотнее учится «для себя». Примечательно, что тратить время и деньги ради обучения для карьерного роста на текущем рабочем месте согласны лишь 22% женщин.
Лидером среди тем дополнительного образования оказалась финансовая грамотность, которую изучают или хотят изучать 35% женщин. Второе место досталось работе с маркетплейсами (33%), а третье — психологии (30%). При этом финансам и психологии респондентки чаще стремятся обучаться ради основной работы или саморазвития, а бизнес на маркетплейсах рассматривают как источник дополнительного дохода.
50 тыс. или 2 млн: сколько денег нужно для счастья
В ходе исследования респонденток попросили назвать сумму, которая смогла бы существенно улучшить их качество жизни. Большинство указало 50 тыс. рублей в месяц. Участницы опроса признаются, что лишние деньги они, скорее всего, потратили бы на различные радости и исполнение желаний. 44% начали бы больше путешествовать, 38% сделали бы ремонт в квартире, а 35% потратили бы средства на здоровье и уход за собой. Откладывать дополнительные средства в финансовую подушку согласны 23%.
Если же говорить о единоразовом получении суммы, то большинству хватило бы 2 млн рублей. Здесь цели выглядят более прагматично. 39% респонденток направили бы средства на покупку квартиры или дома, 27% закрыли бы кредиты и долги, 21% женщин отправились бы в путешествие. В топ-5 популярных ответов также вошли ремонт (20%) и покупка автомобиля (19%). Работающие россиянки с низким доходом ставят в приоритет закрытие кредитов, неработающие со средними доходами чаще мечтают о ремонте, работающие с высоким доходом — хотят путешествовать, но также готовы вложить крупную сумму в инвестиции, открытие бизнеса или образование.
Методология
Количественное исследование – 1500 человек в возрасте 18-60 лет, Россия, 100 тыс. +, репрезентативная выборка. Февраль 2024.
Качественное исследование – 12 фокус-групп и онлайн-форумы с женщинами от 18 до 60 лет, проживающими в городах 100 тыс. +, в разных федеральных округах, доход от 30 до 200 тыс. руб. на человека в семье. Январь 2024.