Как бренды используют ИИ в некоммерческих проектах
В 45-м выпуске видеоподкаста о рекламе MEDIA MIX эксперты из Высшей школы экономики, компаний Сбер, билайн, «Инновации детям» вместе с ведущей Анной Ветринской обсудили перспективы и возможности применения ИИ в социально значимых проектах, а также оценили значимость таких инициатив для брендов.
ИИ как писатель
Обучение нейросети литературе — процесс, который преследует несколько важных целей и задач. Среди них — генерация текста, его анализ, стилизация и автоматизированный перевод без смысловых искажений. Екатерина Мануйло рассказала о проекте «Поговори с книгой», где нейросетевая модель GigaChat, обученная на трех произведениях русских классиков — «Евгений Онегин», «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита» — выступает помощником для писателей. Также эксперт рассказала о текущей разработке — GigaChat возрождает второй том «Мертвых душ». В рамках этого амбициозного проекта команда исследует черновики, письма, личность и творческий кризис Николая Гоголя, а также исторический контекст — например, взгляды на взяточничество и культуру сватовства.
ИИ помогает спасателям
На протяжении 10 лет билайн сотрудничает с некоммерческой организацией «ЛизаАлерт», которая занимается поиском пропавших людей. На основе больших данных специалисты билайна разработали инструмент для привлечения волонтеров, а также для поиска свидетелей. Рабочая модель представляет собой таргетированную рассылку с описанием пропавшего человека и просьбой о помощи в поиске тем абонентам, которые находились в непосредственной близи в момент инцидента. Информаторы могут позвонить на горячую линию и оставить полезные сведения, координаты. С помощью этой модели нашли уже более 100 000 человек. Такой вариант ИИ как компьютерное зрение также используется в случае поиска с помощью дронов, например, в лесных массивах. Чтобы просмотреть огромное количество фотоматериалов, собранных дроном в течение 10 минут, спасательному отряду требуется 5 часов. Использование ИИ значительно ускоряет этот процесс и высвобождает время на поисковую операцию.
ИИ детям
Экспертный гость студии Дмитрий Андреев отметил, что детям до 10 лет крайне важно изучать материальный мир вокруг себя, чтобы получить нужный опыт для формирования необходимых нейронных связей. Контакты с виртуальной средой могут быть, но не в ущерб развитию моторики, сенсорики, живой коммуникации с другими детьми. Основатель компании «Инновации детям» рассказал о кейсах, успешно реализованных в рамках концепции «бережная цифра», которая предполагает помощь взрослым в развитии детей. В пул проектов входит «интерактивная песочница» с дополненной реальностью, где при выполнении определенных действий AR-слой «превращает» резервуар с песком в действующий вулкан или подводный мир. Другая технология «умное зеркало» помогает детям в обучении говорить. Третья — сфокусироваться на физической активности.
ИИ в профессиональном образовании
Мнения экспертов выпуска разделились касательно пользы ИИ в образовании. С одной стороны, использование нейросетей чревато получением недостоверной информации и генерацией большого количества плагиата. С другой — развивает творческий метод, в результате которого формируется так называемый «дерзкий джун» — младший специалист, который всегда найдет способ решить поставленную задачу. Сергей Карапетян порекомендовал, как можно скорее, освоить промпт-инжиниринг, независимо от возраста и рода деятельности, поскольку эта сфера будет и дальше развиваться, предлагая все больше качественных инструментов для бизнеса и повседневной жизни. Один из курсов для начинающих разработала ВШЭ, он доступен широкой аудитории на платформе «Открытое образование».
Зачем брендам некоммерческие проекты
Помимо укрепления статуса и продвижения на рынке, развитие социально значимых проектов и использование современных технологий помогает крупным компаниям увеличить свой вклад в общество, что особенно ценно в контексте современности. Говоря о роли ИИ, гости студии выделили его функциональность в качестве помощника, но не замены реальным специалистам. Используя ИИ, можно ускорить сбор данных, их анализ и обработку, быстрее находить решения для социальных проблем различной сложности, однако ответственность за применение этих решений всегда лежит на человеке.
Спикеры:
Екатерина Манойло, руководитель литературного направления, GigaChat
Алина Садукевич, директор департамента развития продуктов больших данных, билайн
Дмитрий Андреев, основатель компании «Инновации детям»
Сергей Карапетян, заместитель декана ФКН ВШЭ
Модератор: Анна Ветринская, директор агентского направления СберМаркетинга
Смотрите новый выпуск MEDIA MIX на Rutube, YouTube и в VK Видео.