Кейс: SEO-продвижение маркетингового блога с нуля без единой ссылки
Не удивляйтесь: мы не сменили деятельность с гиперсегментации на SEO-оптимизацию) Это кейс ПРО нас — как наши подрядчики создавали и развивали блог Yagla. Гостевой пост — с чего начинали, что делали, как вытаскивали из-под фильтров Яндекса.
Рассказывает исполнительный директор «Союза SEO специалистов» Андрей Климов.
___________________________________________________________________________________
«На старте у нас был сайт Yagla, состоящий из нескольких страниц — главная, о компании, тарифы, партнерская программа и т.д.
Для справки: Yagla — SaaS проект, стартап в нише увеличения конверсии сайтов.
Зачем вообще нужен блог стартапу? Чем сложнее продукт, тем больше времени пользователям требуется для принятия решения. К тому же, у ребят не было freemium или trial-версии. Тарифы пусть и доступные, но вот так сходу, с платного трафика (Яндекс.Директ) регистраций и продаж — мало.
Плюс сама методика Yagla новая и рынку необходимо рассказать в чем дело, как ее использовать. Показать и научить. Блог — идеальное решение. Сторонних публикаций и обзоров недостаточно. Нужная собственная площадка для получения поискового трафика.
Естественно, блог — не только для кейсов и новостей, трафика с них можно получить очень мало. Поэтому те компании, что ограничиваются лишь внутренней «кухней», сужают вход для аудитории из «органики» до диаметра игольного ушка.
Мы предложили сделать блог по интернет-маркетингу в целом — писать про оптимизацию конверсии, контекстную рекламу, веб-аналитику, лидогенерацию.
На момент начала работ (октябрь 2014 года) на рынке доминировали несколько отраслевых СМИ (Cossa, Roem, Siliconrus); из блогов LPgenerator, ConvertMonster. Достаточно конкурентная тематика.
Исходные данные
Итак, с чем пришел клиент:
Возраст домена менее года, внешние ссылки отсутствуют. Редактор в штате + несколько удаленных авторов. На старте мы имели пустой блог.
График визитов (по Yagla.ru в целом) за октябрь 2014 года:
3 327 визитов, 1 900 уникальных посетителей. Источники трафика:
Доля переходов из поисковых систем – 5,19%.
Почему SEO на аутсорс? В представлении многих подрядчиков SEO подготовка контента – это прописать теги - тайтлы - дескрипшн. Ну, это как про SMM говорят «А че там сложного, постики ВКонтакте фигачить». На самом деле за всем стоит планомерная кропотливая работа. Начиная с выбора тем / ключевиков.
Случается, заказчик говорит: «Что если нам про … написать, интересно получится. Или про … Модная фича, тренд, понимаешь». Приходится остужать пыл: «Не, ребята, смотрите какая частотность – ну, словите вы несколько переходов в год. Гонорар автора в десять раз выше будет, чем возможный выхлоп. А «горячие» тренды обычно через 2-3 месяца стухают». В идеале задача каждой статьи – собирать трафик несколько лет.
Это только один момент.
Наконец, золотое правило стартапа – делегируй. Отдай на аутсорс все, что можешь отдать, займись развитием продукта. SEO – многогранная, быстроменяющаяся индустрия. Гораздо проще поставить задачу и контролировать ключевые KPI.
Задачи
Продвижение блога как информационного ресурса. По геонезависимым запросам.
Основной KPI – количество трафика.
Также в постоянном мониторинге находятся: видимость сайта в поисковых системах, позиции по ключевым запросам + конверсии в регистрацию / оплату с сайта.
Задачи по проекту ставятся и контролируются в Планфиксе.
Что сделали
Это можно назвать классическим SEO без машинного обучения и т.д.
1) Начинали, конечно, с анализа ниши и сбора семантического ядра. На руку сыграло то, что тема близкая. В контекстной рекламе и веб-аналитике мы хорошо разбираемся. При этом с семантикой пришлось изрядно повозиться. Для сбора СЯ и анализа конкурентов использовали SpyWords, SEMRush, Similarweb, Wordstat, Key Planner, Букварикс.
Сбор поисковых запросов по базе данных Букварикс
Как видите, куча нецелевых запросов – пример по выборке «Повышение конверсии». Чистить и чистить)
2) Затем кластеризовали с помощью Rush Analytics и проверяли все вручную. Подробнее останавливаться не буду – масса информации на эту тему.
Выделили основные разделы. Отрисовали в MindMap:
В левой части – кейсы, новости проекта. В правой – собственно образовательные материалы.
3) Блог сделали на том же домене, что хорошо не только с точки зрения SEO. Это облегчает путь пользователей к целевому действию – регистрации в сервисе. Не нужно совершать лишних телодвижений, на любой странице блога посетитель может за 1 минуту получить доступ к интерфейсу Yagla.
4) Составили и установили файл robots.txt, зарегистрировали сайт в Яндекс.Каталоге.
5) Контент-план включает 20 статей в месяц. Публикации готовит штатный редактор проекта. Пошли путем перевода и адаптации западных блогов. Редактор подбирает источники, накидывает варианты ключевиков под каждый источник. Смотрим, оцениваем частотность, при необходимости предлагаем альтернативные варианты.
Весь переводной контент проходит проверку – в чем новизна, есть ли ценность для российской аудитории. В конечном итоге авторы делают не просто перевод, а адаптацию – подбирают примеры из Рунета, добавляют экспертные мнения специалистов Yagla.
Потому что контент типа «бюро переводов» давно задрал и неприменим по большей части. Лет 5-6 назад он шел «на ура», но сейчас предостаточно качественного контента «отечественного производства». На этот счет в области маркетинга дефицита точно нет. Стараемся сделать продукт, максимально близкий аудитории.
6) По ходу последовательно «прокачивали» поведенческие факторы. Без каких-либо накруток, только естественным путем.
- Виджеты соцсетей и шеринга;
- Последние и самые популярные статьи; облако тегов в правом сайдбаре;
- Поиск по блогу;
- Виджет «Смотрите также» от Relap.io в конце статьи;
- Добавление комментариев, вынос последних комментов в правый сайдбар;
- Адаптивная версия блога.
Очень помогли два момента:
- В 2016 году сильно выросло экспертное сообщество Yagla ВКонтакте. С 2,5 до 13,5 тысяч участников (ребята настраивали таргетинг). Соответственно подскочил трафик из соцсетей = положительное влияние так называемых «социальных» маяков – репостинг статей.
На графике рост количества визитов с января по октябрь 2016:
Зеленым – трафик в блог из ВК
- Авторские статьи лидера Yagla Александра Алимова в профильных СМИ и блогах (Мегамозг, VC.ru, Cossa, Spark, LPgenerator и т.д.)
Плюс размещение обзоров сервиса у ведущих блогеров в тематиках «Интернет-реклама» и «Заработок в интернете» (Ktonanovenkogo, например).
Вот они, естественные ссылки на сайт. 29 905 визитов со сторонних ресурсов.
От покупки ссылок полностью отказались. Линкбилдинг (наращивание внешней ссылочной массы) только естественным путем.
Если говорить о регулярной работе, что мы делаем ежемесячно:
- Анализируем конкурентов, рекомендуем наиболее релевантный функционал к внедрению;
- Проводим внутреннюю перелинковку;
- Оптимизация метатегов; создание оригинальных изображений в превью к каждой статье – это само собой).
На скриншоте ряд виджетов:
Из недавних – фишка с рейтингом статьи, что повышает ее привлекательность в выдаче:
В сниппете материала это выглядит вот так:
Проблемы и фейлы
С чем мы столкнулись в работе, что можно было бы улучшить. Честный самоанализ.
1) Комментарии. Один из KPI в продвижении статейного блога – комменты и шеры. Конечно комменты есть, но как говорят психологи – тут скрыта огромная зона роста. В чем дело?
С мая 2016 года главред Yagla «запилил» в паблике ВК тему по разбору посадочных страниц подписчиков. Каждый линч собирает от 10 до 100 комментариев с аудитом от эксперта Yagla в заключении.
В блог затем выкладываются наиболее интересные аудиты, в категорию «Разбор проектов». Но это постфактум, а вся «движуха» происходит непосредственно ВКонтакте.
2) Dmoz. Мы его теряем. То и дело одобренная регистрация бесследно исчезает.
3) Фильтр Яндекса за кликджекинг, самый эпичный фейл. Два года назад были очень популярны соцтрекеры – сервисы по идентификации пользователей в соцсетях. Зашел к вам посетитель, походил - почитал - ушел. Специальный сервис зафиксировал его профиль ВК, к примеру.
Идея в том, что вы можете взять и написать этому пользователю в «личку». Мол, вы были у нас на сайте - что хотели - почему ушли - а вот вам мегапредложение.
Пока все было легально, SMM специалист Yagla установил на сайте такой скрипт. Самое смешное, что не воспользовались-то ни разу, а в 2016 году грянули санкции Яндекс за это дело – технику кликджекинга.
Мы заметили неладное, когда внезапно «грохнулись» позиции в Яндекс – трафик оттуда упал в 4 раза. Взрыв мозга, сердечные капли и много-много «теплых» слов в адрес SMM-щика)
Скрипт тут же удалили, но на переиндексацию страниц потребовалось еще 3-4 недели.
4) Идея каталога компаний, рейтинги digital-агентств. Функционал, который себя не оправдал и висит мертвым грузом.
5) Выделение видео-контента на отдельный сайт Yagla.tv. В планах – нарезка видео для разбавления контента блога.
Результаты
За счет использования наших стратегий за 2 года поисковый трафик вырос с 0 до 20 000 визитов в месяц.
Динамика роста посещаемости блога. Да, это за вычетом брендовых запросов Yagla, Yagla.ru, Ягла и проч.
Динамика визитов из поисковых систем
Источники трафика. Более 41% переходов из ПС (на старте 5%)
Анализ страниц входа через Google Analytics. Среди лидеров поисковые запросы «Увеличение конверсии», «Конверсия лендинга»
Ну, и самый интересный вопрос – что это все дает в плане лидов / продаж.
Точные цифры – под грифом «конфиденциально». Одно могу сказать – блог Yagla приносит лиды (регистрации в сервисе), которые затем закрываются на продажи.
При этом лидогенерация с помощью блога – процесс весьма трудоемкий (я говорю о собственном блоге и не беру в расчет статьи и обзоры на сторонних ресурсах).
Долгий цикл от случайных посетителей до постоянных читателей и фанов бренда. Внутри этого цикла – невидимая миру кропотливая работа с подготовкой, постоянной аналитикой, корректировками.
Не получится так, что вы решили «давайте сделаем блог», а через месяц поперли звонки / заявки. Кроме того, недостаточно создавать крутой контент – его необходимо оптимизировать, чтобы выйти на первые позиции в Яндекс & Google и собирать бесплатный трафик.
Стоит ли «овчинка выделки»? По нашему опыту – да.
Корпоративные блоги, тематические инфосайты, отраслевые СМИ спустя некоторое время начинают отрабатывать вложения и давать входящие обращения аудитории. Если все сделать, правильно, конечно) Тому есть еще подтверждения.
Например, сейчас мы консультируем по SEO портал о контекстной рекламе и веб-аналитике ppc.world. И там тоже все растет нужным образом.
P.S. О тонкостях продвижения говорить можно много. Все, что интересно – задавайте вопросы в комментариях.
Андрей Климов, исполнительный директор «Союза SEO специалистов».
https://exchangecash.net