Ума палата: опыт создания учебного центра по интернет-маркетингу
Что стоит учитывать при создании учебных программ для интернет-маркетологов.
Cossa и Kokoc Group продолжают серию мастер-классов по интернет-маркетингу. На этот раз поговорим о создании учебного центра. Опытом делится Станислав Корольков — руководитель Unibrains (совместный проект Kokoc Group и РЭУ им. Г.В. Плеханова).
Рождение идеи
Чтобы стать SEO-оптимизатором, менеджером по контексту или SMM-щиком, начинающим специалистам часто приходится самостоятельно разбираться в теме.
Естественно, бессистемное обучение «на коленке» оставляет желать лучшего. Поэтому весной 2014-го мы решились на создание учебного центра Unibrains: и чтобы растить кадры для своей компании, и чтобы удовлетворять спрос на рынке трудоустройства.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
По данным HeadHunter, в 2015-м году сотрудники для сферы интернет-технологий были очень востребованы (их обогнали только менеджеры по продажам и вакансии стажёров). При этом конкуренция остается достаточно низкой — то есть у старательного новичка есть шанс быстро сделать карьеру, это интересно как начинающим специалистам, так и людям, которые хотят сменить профессию.
Стратегический шпионаж
Прежде чем создать Unibrains, мы анализировали рынок и конкурентов. Изучали сайты учебных центров, звонили, общались с преподавателями и студентами, посещали открытые занятия. Однажды на бесплатном мастер-классе встретили сотрудников агентства, которое запускало подобный курс. Они, как и мы, пришли шпионить за конкурентами
В результате оказалось, что большинство существовавших в 2014 году курсов длились несколько дней и были похожи скорее на мастер-классы. Некоторые наоборот требовали целого года обучения, что не подходило желающим быстро получить знания.
Поэтому мы выбрали «золотую середину» и разработали программы, рассчитанные на три-четыре месяца занятий.
Партнёром учебного центра стал РЭУ им. Г.В. Плеханова. Университету сотрудничество с Unibrains позволило расширить специализацию «маркетинг», а студентам — получить опыт и портфолио в сфере интернет-маркетинга.
Выход Unibrains на рынок совпал со сложной экономической ситуацией, поэтому для успешного старта установили цены на 20-30% ниже рынка — около 30 000 рублей за 3 месяца обучения.
Разработка
Учебные планы курсов по SEO и контекстной рекламе начали разрабатывать одновременно. Однако подготовка программы по SEO заняла больше времени из-за сложностей поисковой оптимизации и постоянных изменений алгоритмов ранжирования. В результате программа «Эффективная контекстная реклама» первой прошла сертификацию.
Преподавателями стартового набора стали: Пётр Аброськин (ArrowMedia), Максим Уваров (К50), Илья Сидоров (Google), Глеб Шулешов (ProstoPreza), Александра Кулачикова (на тот момент Google), Надежда Шукалова (Google), Мария Рябухина (Adventum), Ольга Криль (i-Media) и Елена Фирсова (Origami).
В процессе составления учебного плана консультировались с представителями поисковиков: Даниилом Колесниковым и Валерией Сосновой из «Яндекса», Надеждой Шукаловой, Ильей Сидоровым и Александрой Кулачиковой из Google.
На согласование программы ушло 2,5 месяца. Этой частью занимались представители ВУЗа, они утвердили её во всех инстанциях (от заведующего кафедрой и комиссии ДПО до Министерства образования).
Зачем это было нужно
Сертификация государственным ВУЗом гарантирует студентам качество обучения. Такие программы отличаются структурой, методологией, определением профессиональных компетенций, которые должны получить студенты по итогам обучения.
В сертифицированных программах чётко указаны знания и умения слушателей после каждого занятия. Это исключает истории, когда лектор отвлекается от сути вопроса, а студенты так и не получают необходимую информацию в полном объёме.
Кроме того, сертификация программы определяет чёткие правила оценки студентов. К примеру, в спорных ситуациях работы анализируют несколько преподавателей и выставляют средний балл.
В результате к концу лета 2014 года учебный план по контексту был готов.
В поисках студентов
Рынок не знал о Unibrains. В сентябре 2014 года, за неделю до начала занятий в группу записалось только семь человек.
Чтобы «добрать» людей, мы воспользовались всеми доступными методами продвижения:
- подключили контекстную рекламу, запустили email-рассылки по базам клиентов, партнеров и участников различных конференций;
- публиковали посты в профильных сообществах на Facebook и «ВКонтакте»;
- преподаватели рассказывали о курсе на своих страницах в соцсетях;
- провели конкурс на бюджетное место за самый интересный рассказ о себе.
Параллельно запустили открытые онлайн- и офлайн-лекции по разным направлениям интернет-маркетинга. Они помогли повысить узнаваемость Unbrains, расширить целевую аудиторию и познакомить потенциальных студентов с преподавателями. Но поскольку организация лекций, особенно офлайн, оказалась слишком трудозатратной и дорогой, решили отказаться от этого формата взаимодействия.
Из всех каналов наиболее эффективными оказались email-рассылки и посты преподавателей в соцсетях.
В итоге к началу занятий собралась группа из 18 человек:
- интернет-маркетологи;
- менеджеры по продажам услуг интернет-маркетинга;
- собственники малого бизнеса, самостоятельно продвигающие компанию в контексте;
- владельцы, топ-менеджеры средних и крупных компаний, желающие разобраться в контексте.
Первый пошёл
Как включили в программу практику: студенты создавали рекламные кампании на учебных проектах, например, для интернет-магазина мебели или банка. Кроме того, каждый студент мог работать над продвижением собственной компании. Ребята составляли медиапланы, которые предстояло защищать на экзамене.
Навыки аналитики в контексте практиковали на действующих рекламных кампаниях: мы давали реальные показатели по ставкам, кликам, звонкам, заказам и прибыли, а студенты разрабатывали рекомендации по оптимизации.
На первом потоке домашние задания иногда не проверяли по два-три дня. Все преподаватели были практиками и сами работали. К тому же, много времени отнимало общение со студентами в почте и социальных сетях. Чтобы разгрузить преподавателей, мы создали группу поддержки и все вопросы, которые традиционно задают лекторам, адресуем кураторам.
Также разделили формат проверочных работ на тесты и интеллектуальные задания. Первые проверяют методисты, а интеллектуальная часть полностью остаётся преподавателям. Сегодня своевременная оценка заданий — одно из условий сотрудничества с лекторами.
Экзаменационная комиссия состояла из преподавателей и предпринимателей, чьей задачей было по 10-тибалльной шкале оценить результаты работы студентов с точки зрения бизнеса. К сожалению, не все студенты первого набора справились с большим объёмом информации. Четверо слушателей не выполнили необходимые задания для допуска к экзамену.
Студенты платят не за диплом, а за полученные знания, и большинство это понимают.Обязательства по посещению и выполнению домашних заданий оговариваются на вступительном собеседовании и прописываются в договоре. Конечно, слушатели могут принести недостающие «домашки» и пересдать экзамен, но если они систематически не выполняют задания — приходится отчислять.
Остальная группа успешно сдала экзамен и получила сертификаты о повышении квалификации государственного образца РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Запуск курса по SEO
Со стартом курса по контексту заработало «сарафанное радио»: к нам стали обращаться знакомые студентов, чтобы узнать о других программах.
В это время мы как раз проходили сертификацию второго направления: «SEO от основ до профессионального продвижения», поэтому набор на курс шёл легче.
В этот раз заявок оказалось много, но мы могли взять только 25 человек. Остальным желающим пришлось ждать следующего набора. Кстати, на втором потоке было больше представителей крупных компаний, например, действующие маркетологи из ВТБ, СК «Ренессанс страхование» и СК «Спасские Ворота».
Преподавателями курса стали Вячеслав Черкашин (BDBD), Дмитрий Пушилин (IQAD), Тимофей Казаков (BDBD), Дмитрий Севальнев (Пиксель Плюс), Сергей Вирясов (Kokoc.com).
Студентам приходилось решать проблемы снижения трафика и позиций сайтов в поисковой выдаче. Ребята работали с собственными действующими проектами и многие изменения в структуру ресурсов вносили по ходу обучения. В итоге к концу курса большинство получили результат: рост позиций, трафика.
На курсе SEO перешли на 5-тибалльную шкалу оценок, она понятнее слушателям и работодателям, которые при приёме на работу также обращают внимание на успеваемость. С оценками, кстати, отдельная история. Учитывая сложность темы, высокие требования преподавателей и глубину изучения предмета, получить по SEO «тройку» — это хорошо. За всю историю учебного центра только два выпускника сдали итоговый экзамен на твёрдые «пятёрки». В итоге сертификаты по программе SEO получили 18 из 25 студентов.
Первый набор по специальности SEO показал необходимость введения вступительного тестирования. Теперь, прежде чем поступить на курс, нужно сдать математику, тесты на уровень IQ и развитие памяти.
Курс веб-аналитики
Летом 2015-го года запустили третье направление обучения в Unibrains — курс «Веб-аналитика для бизнеса». Первыми в очереди на поступление стояли выпускники курса по контексту, которые больше полугода ждали старта новой программы. Конкурс был 3-4 человека на место. В итоге взяли 27 человек.
Собрался сильный преподавательский состав — эксперты, стоявшие у истоков формирования школы веб-аналитики в России: Олег Рудаков (ADLABS), Иван Красюк (Kokoc.com), Илья Чухляев (Adventum), Артём Николенко (Kokoc.com), Михаил Климков (ArrowMedia), Александра Кулачикова (Google).
Как и на предыдущих курсах, до конца обучения дошли не все студенты. В этот раз, помимо выполнения практических заданий, необходимо было пройти сертификацию GAIQ (Google Analytics IQ).
Доработка программы
Конечно, спустя год работы мы внесли ряд изменений в учебные планы и образовательный процесс. К примеру, расширили программу по контексту, потому что за это время появилось множество новых инструментов. Частично изменился и состав преподавателей на всех курсах.
При наборе студентов внедрили систему категорий, которые присваиваются каждому учащемуся по итогам вступительного тестирования. Составляем профайл слушателей и формируем группу таким образом, чтобы в ней было равное количество студентов каждой категории. Таким образом, получаем сбалансированный поток, в котором разные люди помогают друг другу.
Чтобы понимать, как студенты усваивают материал, мы стали чаще проверять их знания в процессе обучения. Сегодня за курс ребята сдают в среднем девять промежуточных тестов.
Результаты
За полтора года существования Unibrains мы обучили восемь потоков студентов. Из 215 выпускников сертифицированы 137 слушателей, остальные по разным причинам не были допущены или не справились с экзаменом. По статистике, средний рост заработной платы после прохождения курсов составляет от 20% до 40%.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.