«Мы считаем, что обещания получить новую профессию на курсах — ложные». Основатель ИКРЫ о запуске онлайн-курсов
9 лет школа креативного мышления ИКРА оставалась офлайновой, а теперь запускает онлайн-мастерские. Основатель школы Василий Лебедев рассказал, какие сложности и неожиданности подстерегают тех, кто запускает онлайн-курсы.
Сразу объясню, почему мы решили открыть онлайн-курсы. С момента появления наша школа помогает специалистам, чья работа связана с креативом и генерацией идей. При этом мы вели курсы только в офлайне. Трансформируясь на рынке, мы постоянно задаём себе вопрос — какие потребности аудитории мы можем удовлетворить? Последние несколько лет мы замеряем сезонность записи на курсы, следим за интересом студентов и анализируем рынок. Правда, далеко не всегда наши гипотезы оправдываются. Фокус наших обучающих программ довольно специфичен.
Оказалось, запрос большинства студентов направлен вовсе не на креативные методики. Люди хотят освоить профессию, чтобы трудоустроиться и заработать деньги.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Для нас это стало очевидным сигналом, что пора расширять программы: открывать онлайн-направление и искать новые рынки, в частности, b2b. Так мы решили запускать образовательную онлайн-платформу.
Как мы искали свою нишу и почему «не даём новую профессию на онлайн-курсах»
Перед запуском онлайн-курсов мы проанализировали рынок. По сути, получилась матрица, где нам предстояло найти незанятую нишу. Мы изучали как игроков креативного рынка, так и конкурентов в сфере онлайн-образования.
Встав в один ряд со всеми российскими и мировыми компаниями, мы бы столкнулись с дичайшей конкуренцией, особенно в ИТ-сфере. Но конкурировать с ними нам и не нужно. Мы не хотим попадать в этот непростой и забитый кластер. Нам важно сохранять ценности ИКРЫ и показывать, что наши профессии не менее востребованы, чем ИТ-специальности.
Предстояло отстроиться от конкурентов. Многие из наших конкурентов предлагают онлайн-курсы длительностью от 3 до 6 месяцев и обещают дать студентам новую профессию. При этом между теми, кто начинает курсы, и кто их действительно заканчивает — огромная пропасть.
Практически нет данных о том, кто из выпускников устраивается на работу именно благодаря курсам. Мы считаем, что обещания получить новую профессию на курсах, — ложные.
Поэтому мы выбрали для себя нишу «обучения на работе» — для профессионалов разного рода. Это люди, которые уже работают по своей специальности. Но в какой-то момент времени им не хватает каких-то конкретных знаний для решения своих задач. Идея наших курсов в том, чтобы за несколько недель научить человека конкретным задачам: собирать концепцию рекламной кампании, строить карту пользовательского опыта, формировать пирамиду бренда. Мы не даём новую профессию за 4 месяца. Мы обучаем конкретным софт-скиллам в привязке к отрасли (софт-скиллы + хард-скиллы) — навыкам, которые студенты сразу смогут применить в работе. Выбрали такой формат: студенты оттачивают полученные знания на реальных брифах, два наших первых курса сделаны в сотрудничестве с Яндекс.Такси и Ростелекомом.
Почему мы выбрали формат креативных мастерских и в чём видим выгоду
Всю концепцию мы разворачивали как маркетплейс креативных мастерских, разработанных по нашей методологии CRAFT. В основе этой методологии лежит понятие «Большой идеи», внутри которой выстраиваются новые ролевые модели.
Мы назвали онлайн-курсы «мастерской», потому что студент решает практическую задачу и перенимает опыт мастера. Онлайн-формат требует быстрых и понятных знаний, а не долгой траектории. Чем длиннее обучающая программа, тем больше сил и времени студент потратит на мотивацию и целеполагание. Значит, тут нужна серьёзная тьюторская поддержка, дать которую в онлайне намного сложнее.
Аудитория наших креативных мастерских, как нам представляется, — это не только люди, работающие в рекламной отрасли. Найти нужную концепцию, построить пирамиду бренда или customer journey map, создать драмканву для красивой истории — это, на мой взгляд, задача любого бизнеса. Поэтому мы просто ориентируемся на профессионального человека, который в той или иной степени играет креативную роль в своей компании.
Мы считаем, что онлайн-формат даёт нам возможность охватить новые для нас регионы России — не только Санкт-Петербург и Москву. При этом человек с зарплатой около 30 000 рублей вряд ли сможет позволить себе дорогостоящий курс. Наши конкуренты продают программы по 60 000 или 70 000 рублей, а мы стараемся делать наши онлайн-мастерские более доступными.
Всем нашим участникам мы оставляем возможность собрать программу по блокам: закончив одну мастерскую, человек может сам выбрать следующую, да и, в принципе, решить, хочет ли он дальше с нами работать и готов ли нам платить. Мне кажется, это честный и прозрачный способ ведения бизнеса.
Как всё устроено: внутренние проблемы, бизнес-модель и команда проекта
Для нас один из рисков заключается в том, что наш студент может навсегда предпочесть онлайн-курс нашей же офлайновой программе. Мы будто создаём конкуренцию самим же себе. Именно этот риск мы учитываем в первую очередь.
При этом спад интереса к офлайн-образованию — общий тренд. Поэтому мы думаем, что в будущем нам стоит смотреть скорее в сторону смешанных форматов и качественных онлайн-программ. С другой стороны, это интересный вызов для любого образовательного проекта: как создать офлайн-программу, заменить которую онлайн-версией будет просто невозможно? Получается, она должна давать незабываемый опыт и впечатления.
Работает ли наша бизнес-модель, мы поймём не сразу: это может произойти только на десятой программе. К примеру, мы можем обнаружить, что локомотивы всей программы — это один или два курса. Получается, что надёжнее запускать сразу по 6–8 курсов.
К запуску онлайн-платформы мы готовились около пяти месяцев, четыре из которых — очень интенсивно.
Сейчас мы запустили 2 курса, в планах ещё 19. Мы думаем и о формате смешанного обучения — онлайн-курсе с дополнительными интенсивами и митапами в офлайне, и о создании онлайн-комьюнити для наших студентов.
Курсы состоят из видео и текста: лонгридов, материалов и заданий. Над содержанием курса мы работаем поэтапно, двигаясь от большего к меньшему. Сначала мы накидываем смысловые блоки программы, затем идём глубже — определяем подтемы уроков, распределяем контент между текстом и видео, методист пишет задания. Поэтапно детализируем программу.
При подготовке мы немного не рассчитали время: оказалось, что запуск онлайн-платформы — это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Мы думали, что сможем быстро написать текст сценария, но на деле — всё совсем не так: нас ждали долгие и поэтапные правки. Сначала кураторы наговаривали текст на диктофон, затем отдавали текст на корректуру методисту, только после этого текст брал сценарист, и уже тогда мы приступали к съёмкам видеоуроков.
Уже в процессе мы поняли, какая команда нужна под запуск онлайн-курсов (больше, чем мы планировали)
- стейкхолдер всего проекта, который видит полную картину и всех аккумулирует;
- продюсер, отвечающий за весь контент: подготовку видео, текстов и заданий;
- несколько методистов: в идеале, два или три;
- редактор или корректор, который обработает все тексты методиста;
- съёмочная команда (но она может быть внешней);
- сценарист и режиссёр;
- дизайнер;
- уже после запуска проекта — менеджер по поддержке курсов: к нему студенты смогут обратиться с вопросами;
- менеджер по продажам, он же — CRM-менеджер.
Наши выводы и советы о запуске онлайн-курсов
Выводы делать пока рано, но некоторые мысли по итогам запуска у нас всё-таки есть.
Во-первых, для запуска онлайн-платформы необходимо чётко понимать свою целевую аудиторию.
Во-вторых, сценарий для онлайн-курса нужно прописать максимально понятно и однозначно. Если в офлайне преподаватель может импровизировать, в онлайне это невозможно — здесь провалы в методологии заметны сразу. Каждое действие должно быть целевым.
В-третьих, помните, что люди чаще всего проходят онлайн-программы в одиночку: значит, здесь не работают групповые мотивационные схемы или харизма преподавателя. Продумайте фидбек: как сможете подбадривать и мотивировать своих онлайн-студентов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.