Управление репутацией в интернете без отзывов: геймерский кейс
История о том, как можно увеличить количество положительных отзывов о продукте без их написания и победить хейтеров.
Рассказывает интернет-агентство i-Media.
По данным исследования, 79% пользователей совершают покупку после изучения отзывов о товаре, услуге или бренде. Им доверяют больше, чем рекламе и официальному сайту компании. ORM (online reputation management) формирует общественное мнение о товаре, услуге, компании в интернете. Отзывы — основной инструмент в руках специалистов. Основной, но не единственный. Иногда ситуация требует нестандартного подхода, подключения фантазии и плотного общения с... геймерами.
О проекте
В середине 2021 года в i-Media пришёл весьма нестандартный проект. На первый взгляд задача стояла простая: проработать репутацию одного товарного сегмента от производителя компьютерной техники. Сразу открываются простор для творчества и интересные перспективы, так как сфера охватывала практически весь рунет. Но всё оказалось не так просто.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На старте мы изучили репутацию клиента и выявили три проблемы.
-
У части пользователей был плохой опыт использования техники производителя. Подобную репутацию заслужили комплектующие старого поколения.
-
Предрассудки пользователей передавались благодаря «сарафанному радио». Негативный шлейф перекинулся и на более новую, усовершенствованную продукцию.
-
Новые пользователи не желали погружаться в техническую документацию и отслеживать изменения в продукте.
Проект оказался одновременно и простым, и сложным. После проведённого анализа было выявлено точечное происхождение негатива — нам не пришлось вычислять хейтеров по всему интернету.
Трудность же заключалась в специфике продукта. Это довольно узкий сегмент, который требовал технической экспертизы и понимания процессов работы сложных устройств.
Анализ репутации бренда в интернете
Для постоянного отслеживания упоминаний был выбран сервис YouScan. На первом этапе мы произвели подробную брендовую выгрузку для обозначения основных факторов отслеживания.
-
Выявили общий масштаб проблемы.
-
Сформировали основную базу из шести источников негатива. Преимущественно в выгрузку попадали сайты 4pda и ixbt.ru., соцсеть vk.com и видеохостинг YouTube. Иногда попадались комментарии на Яндекс.Маркете и Facebook*, но преимущественно всё-таки работали с вышеперечисленными площадками.
-
Выделили сайты, с которыми работа вестись не может. К таким площадкам отнесли Ozon и Wildberries, так как отзыв могут оставить только покупатели.
-
Всего собрали 620 комментариев.
Изучение продукта и создание матрицы ответов
Важный этап в работе с репутацией — изучение матчасти. Специалисты со стороны клиента уделили особое внимание ассортименту, целевой аудитории, техническим нюансам, возможным проблемам с продукцией и способам их устранения. Совместно с клиентом проработали основные триггеры, вызывающие недовольство пользователей.
Получив всю информацию, мы подготовили матрицу ответов, которая содержала типологию негатива и способы его нивелирования.
Помимо негатива в работу поступали нейтральные публикации с просьбой о помощи в выборе.
Мы расширили матрицу ответов: дали актуальную и достоверную информацию, полезные рекомендации новым пользователям. И получили новых потенциальных клиентов.
Наша матрица состояла из шести блоков:
И если на предрассудки можно просто ответить: «Не попробуешь — не узнаешь», то с другими возражениями требовалась более кропотливая работа.
Матрица очень упростила и ускорила работу. Однако, встречались сообщения, которые было сложно кластеризовать. Поэтому для каждого такого ответа мы дополнительно изучали сленг и ценности геймеров, уточняли неочевидные характеристики продукта у «продвинутых» коллег.
Всю полученную из разных источников информацию включали в матрицу. Наш рабочий инструмент постоянно совершенствовался.
Подготовительный этап работ
Мониторинг в YouScan делали несколько раз в неделю. Мы изучали и группировали все упоминания продукта.
Полученную выгрузку проверяли вручную. В результате оставалось от 10 до нескольких десятков целевых комментариев пользователей, на которые требовалось подготовить ответы.
Важно: на подготовку ответов нам выделялось не более одного дня, так как обсуждение и ответ на вопрос не должны были потерять актуальность. Количество инфоповодов напрямую зависело от выхода новых видеообзоров и новостей в мире компьютерной техники.
При работе с репутацией важно не только отвечать на единичные комментарии, но и включаться в длинные ветки обсуждений. Мы работали с большими переписками, где аргументировать свою позицию приходилось сразу нескольким пользователям.
Составлялись подробные технические ответы, подкреплённые фактами и ссылками на внешние источники. Важно было убедить собеседника, что наш продукт ничуть не хуже, а то и лучше конкурента. Разумеется, общение было максимально естественным с полным пониманием нашей ЦА.
Благодаря тому, что клиент хорошо знал свою аудиторию, у нас не возникало трудностей при согласовании комментариев, содержащих сленг, ошибки, жаргонизмы и прочее. А для более взрослой ЦА использовали соответствующие формулировки:
Постоянный процесс обучения
Ещё на этапе подготовки команда проекта провела несколько дополнительных тренингов с представителями Youscan. И при возникновении вопросов нам помогал персональный менеджер сервиса.
Мы использовали выражения с выбранными запросами, применяли «минусовку» по неподходящим словосочетаниям и площадкам, фильтрацию и группировку. Постепенно список требований расширялся, а сервис «обучался» вместе с нами. Всё это позволило делать выгрузку более качественной, а работу — точечной и эффективной. Спустя несколько месяцев выгрузка практически не требовала чистки.
Результаты работы с репутацией
В 4,8 раз меньше выгрузок, чем было на старте. Это значит, что количество негативных и нейтральных комментариев сократилось в разы. Как было сказано ранее, этот проект нельзя отнести к стандартной задаче по ORM, ведь мы не писали отзывы с нуля. Нам приходилось вести ветки переписок и вступать в диалог с пользователями, общаться на их языке и досконально разбираться в специфике продукта.
Выводы по проекту
-
Благодаря работе «теневых агентов» можно развеять мифы и разрушить устаревшие стереотипы. Рекомендации профессионалов вносят полезный опыт в ряды простых пользователей.
-
Ряд переписок и споров сменили общую тональность, в некоторых случаях конфликт изжил сам себя.
-
По мере работы количество негатива в выгрузке уменьшалось, что тоже свидетельствует о качестве проведённой работы. Популяризация не остаётся незамеченной другими пользователями. Таким образом, у людей появляется больше важной информации из трастовых источников.
-
Отдельного внимания заслуживают слова благодарности от довольных покупателей. Лайки и положительные комментарии говорят сами за себя!
Важно понимать, что ORM не направлен на искоренение негатива в сторону компании. Даже если это крупный и известный бренд — всегда найдутся недовольные пользователи, которые напишут нелицеприятные вещи. ORM направлен на поддержание общения с пользователями через пользователей. А цель — показать, что негатив не останется незамеченным. На каждое замечание найдётся конструктивный ответ.
Данный этап сотрудничества — лишь шаг в масштабной работе с репутацией, которую ведёт клиент. И мы ему в этом обязательно поможем.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Рекомендуем:
- Стартапам: как управлять репутацией при активном росте бизнеса
- 10 мыслей об оценке эффективности PR. Анастасия Журавлёва, QIWI
- PR в России и США: 5 основных отличий
- Клиент не всегда прав: основы борьбы с пользовательским терроризмом
- Как правильно отразить информационную атаку и сохранить репутацию. Руководство к действию от Sidorin Lab
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.