Правила регистрации блогеров с аудиторией от 10 000 человек: кому, когда и что передавать
С 1 ноября блогеры с аудиторией от 10 000 человек должны сообщать информацию о себе в Роскомнадзор. Изменение коснулось и ИП, и корпоративных аккаунтов компаний в социальных сетях.
Эксперты click.ru рассказывают, что делать бизнесу и блогерам с аудиторией более 10 000 подписчиков в социальных сетях, чтобы не нарушать закон.
Что надо передавать
При передаче данных необходимо указать полное название профиля и добавить ссылку на него. Список требуемой информации зависит от гражданства и правового статуса лица, имеющего более 10 000 подписчиков.
Физическим лицам: полное имя, номер телефона и электронную почту, которые были указаны при регистрации и ведении профиля.
Юридическим лицам: полное и сокращенное наименование компании, ее организационно-правовую форму, телефон сотрудника, ответственного за создание страницы или администратора, ОГРН, а также электронную почту, использовавшуюся при регистрации и ведении аккаунта.
Индивидуальным предпринимателям: ОГРНИП, полное имя, телефон создателя или администратора аккаунта и почтовый адрес, используемый для регистрации и управления страницей.
Иностранным компаниям: телефон администратора и сотрудника, который создал страницу, страну регистрации, сокращенное и полное название, налоговый идентификатор и идентификатор в торговом реестре страны регистрации, электронную почту, которая указана при создании и используется для ведения аккаунта.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства: место постоянного проживания, полное имя, номер телефона и электронную почту, используемую при создании и ведении страницы.
Понятие «Администратор» имеет широкое значение и охватывает любое лицо, которому пользователь предоставил право самому размещать информацию на странице.
Ранее Роскомнадзор уже размещал список требуемых данных, однако удалил первоначальный вариант проекта. В нем было больше условий. Например, владельцам страниц требовалось указывать IP-адреса, с которых они регистрировались в соцсетях, а также IP-адреса, используемые для создания и размещения контента на персональных страницах.
Какие соцсети затронуло нововведение
Отправлять данные надо о страницах в социальных сетях из реестра Роскомнадзора. Всего их 15: Х, Одноклассники, RUTUBE, LiveJournal, ВКонтакте, TikTok, Likee, YouTube, Pinterest, Дзен, Телеграм, Пикабу, Discord, Twitch и Yappy.
Касается ли требование профилей в запрещенных социальных сетях из приказов — не понятно. Но по закону это возможно. В статье 10.6, куда вносятся все изменения, предусмотрено понятие соцсети. Под него попадают и запрещенные площадки.
Когда отправлять данные
На сроки отправки сведений в РКН влияет то, когда подписчиков профиля в социальной сети стало 10 000:
если на страницу уже сейчас подписались более 10 000 человек, то отправить данные надо с 1 ноября до конца года. Дублировать заявление позже не нужно — профиль уже окажется в Перечне РКН;
если подписчиков меньше, то отправить заявление надо в течение 10 рабочих дней после того, как на страницу подпишется 10 000 человек.
Как зарегистрировать страницу или канал
Подробно разберем каждый шаг.
Отправляем заявление
Информацию можно передать через Госуслуги. 1 ноября появилось сообщение от Минцифры России, что открыта форма для регистрации владельцев каналов и страниц в социальных сетях, у которых более 10 000 подписчиков.
Поиск по сайту неплохо работает. Робот Макс помогает найти то, что надо:
На каждом шаге Госуслуги дают максимум данных.
1. Нажимаем «Начать».
2. Указываем, что надо сделать. Например, «Подать заявление на регистрацию канала или страницы».
После выбора отобразится информация о необходимых данных и порядке оказания услуги.
3. Проверяем привязанные в профиле данные. Они нужны для регистрации.
4. При необходимости вводим дополнительные контакты.
5. Заполняем заявление. Выбираем соцсеть из выпадающего списка, указываем название страницы или канала и добавляем ссылку.
6. Далее выбираем, к чему был привязан канал или страница, и вводим эти данные.
7. Указываем, существуют ли еще администраторы.
Если они есть, добавляем их контакты.
8. Отправляем заявление.
Если есть несколько страниц или каналов с аудиторией более 10 000 подписчиков, необходимо подавать отдельные заявления на каждый из них. Это требуется, даже если вы размещаете одинаковый контент на разных платформах.
Размещаем номер заявления
Роскомнадзор присваивает заявке уникальный номер. В течение трех рабочих дней после получения владелец должен добавить этот номер в описание страницы.
Ждем результаты проверки
В течение 7 рабочих дней после получения заявки Роскомнадзор проверяет достоверность предоставленных данных и также следит за тем, чтобы:
не были нарушены ограничения на репосты с аккаунтов с аудиторией более 10 000 пользователей, не включенных в Перечень;
не публиковалась информация, противоречащая законодательству РФ или запрещенная для распространения в стране.
Поэтому в Перечень попадут только блогеры, соблюдающие Закон об информации. Срок проверки может быть продлен при необходимости еще на 7 рабочих дней. Роскомнадзор вправе запросить документы, подтверждающие предоставленную информацию.
Проверяем сведения в Перечне
После завершения проверки в течение 3 рабочих дней Роскомнадзор отправляет уведомление:
пользователю соцсети, подавшему заявку, на его электронную почту;
владельцу профиля — на электронную почту или через личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
В уведомлении содержится уникальная ссылка, по которой можно проверить информацию в Перечне.
Получаем подтверждение от социальной сети
Социальные сети отмечают проверенные страницы специальным значком А+ и добавляют ссылку с текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц». Эта ссылка ведет на ресурс, где можно проверить наличие или отсутствие страницы в Перечне. Данные для этого Роскомнадзор передает соцсетям.
Если отправленная в Роскомнадзор информация стала неактуальной, необходимо уведомить об этом РКН в течение 10 рабочих дней. Процедура такая же, как и для включения в Перечень.
Можно ли выйти из Перечня
Роскомнадзор исключит профиль из Перечня в течение 3 рабочих дней, если:
количество подписчиков станет менее 10 000;
страницу удалят;
владелец нарушит закон об информации. Какие именно нарушения учитываются, покажет практика.
О том, что страница удалена, владелец обязан уведомить Роскомнадзор в течение 3 рабочих дней. За соблюдением других условий Роскомнадзор будет следить сам, а порядок действий при уменьшении числа подписчиков не прописан в документах.
Если основания для исключения профиля из Перечня пропадут, пользователю надо снова отправить в Роскомнадзор данные, использованные при первой регистрации, и документы, подтверждающие устранение причин. Если информация верна, профиль будет вновь включен в Перечень. Сроки и процедура останутся такими же, как при первоначальной регистрации.
Что будет, если не отправить сведения
С 1 января 2025 года блогеры с аудиторией более 10 000 подписчиков, не выполнившие требования Роскомнадзора, столкнутся с рядом ограничений. Они не смогут размещать:
призывы к финансированию, такие как запросы на платные подписки или донаты;
рекламу.
Остальным пользователям будет запрещено распространять информацию с такой страницы.
Кроме того, теоретически Роскомнадзор может потребовать заблокировать аккаунт за несоблюдение требований. В ст. 10.6 Закона об информации, куда вносят изменения, есть обязательства для владельцев соцсетей. В частности, они должны по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ к страницам, не выполнившим регистрацию, и предоставлять данные о пользователе по запросу РКН или ФСБ.
Какие риски есть для рекламодателей
Как мы уже говорили, владельцам страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков, которые не передадут информацию в Роскомнадзор, запретят размещать рекламу. По мнению некоторых юристов, публикация рекламного контента на таких страницах — достаточно рискованная затея и для самих рекламодателей. Роскомнадзор может заблокировать страницу, если владелец не предоставил необходимую информацию. Поэтому бизнесу важно оценивать потенциальные риски до сотрудничества. Прежде чем размещать рекламу, надо убедиться, что объявление продержится на странице запланированное время и что канал или паблик не заблокируют внезапно.
Как это будет работать на практике, пока неясно, но, вероятнее всего, запрет на рекламу будет проблемой как раз для владельцев страниц.
Частые вопросы
Я веду анонимный канал. Потеряет ли он анонимность после регистрации?
Для Роскомнадзора — да, но для широкой публики — нет. Данные об авторе будут отправлены в РКН, но останутся недоступными для пользователей. На сайте виден только факт регистрации канала, а сведения о его владельце защищены шифрованием.
Будет ли информация защищена?
Роскомнадзор обещает хранить данные в зашифрованном виде. Это защитит информацию от доступа. При утечки она будет недоступна для злоумышленников.
А что, если кто-то попробует зарегистрировать на себя чужой канал? Это будет доказательством владения?
Минцифры поясняет, что защита от «угона» предусмотрена: после подачи заявления необходимо закрепить его уникальный номер в сообщении или описании канала.
Регистрация как-то влияет на необходимость маркировки рекламы?
Если блогер размещает у себя рекламу, то ее так же, как и раньше, необходимо маркировать. Сделать это просто и быстро можно, например, через Мастер маркировки click.ru.