В помощь руководителю: типы мотивации как инструмент управления персоналом
Первоисточник статьи: блог iConText Group.
Автор: Вячеслав Золотарев, HR-директор iConText Group.
Как узнать, что движет сотрудником? Желание получить одобрение руководства или коллег, принадлежность к коллективу или наличие соцпакета? Это напрямую зависит от типа мотивации, которая свойственна конкретному человеку. Знание этих типов и умение использовать информацию на практике поможет руководителям грамотно выстраивать работу с сотрудниками, а специалистам — правильно расставлять приоритеты и понимать, почему что-то получается, а что-то дается через силу.
Рассмотрим основные типы мотивации.
Тип «Бюджетник»
Высокая ценность: стабильность, четкие инструкции, отсутствие переработок.
Низкая ценность: деньги, слава.
Как узнать на собеседовании: люди с таким типом мотивации чаще акцентируют внимание на вопросах про регулярность выплат, соцпакет, режим работы.
Как мотивировать: дать свободный день, добавить что-то к соцпакету. Ну и, конечно, корпоративчик.
Тип «Денежник»
Денежники часто выбирают профессии с возможностью влиять на заработок, например биржевые маклеры, риелторы, менеджеры активных продаж. Главный секрет успешного сотрудничества с такими людьми — их денежные амбиции должны соответствовать целям вашего отдела, компании. Тогда будет идеальная синергия.
Высокая ценность: свобода действий, возможность увеличить доход, самостоятельность.
Низкая ценность: этика, коллектив, идея.
Как узнать на собеседовании: люди с таким типом мотивации задают много детализированных вопросов про оплату труда, премии, проценты от сделок.
Как мотивировать: дать высокий процент от сделки, увеличивать полномочия, ставить развивающие планы.
Тип «Статусник»
Высокая ценность: название должности, регалии, прямое общение с собственниками, возможность посещать статусные мероприятия.
Низкая ценность: соцпакет, климат в коллективе, отношения с коллегами.
Как узнать на собеседовании: смотрите, как человек себя подает. Обычно люди с таким типом мотивации выделяют свою значимость. Например, могут сказать, что на прошлом месте работы напрямую подчинялись гендиректору и что тот прислушивался к их мнению. Плюс, они стараются дорого одеваться, покупают дорогие аксессуары.
Как мотивировать: дать статусную должность, отдельный кабинет, оснащенный по последнему слову техники, поощрять публичное признание заслуг и общение с коллегами и партнерами на самом высоком уровне.
Тип «Результатник»
Высокая ценность: сложные и сверхсложные задачи к завтрашнему утру, победа и ощущение всемогущества.
Низкая ценность: процессы, иерархия, стабильный, но медленный рост.
Как узнать на собеседовании: такие люди без стеснения рассказывают о своих успехах, сопровождая их цифрами и датами, как спортсмены об олимпиадах (они и есть спортсмены).
Как мотивировать: ставить интересные и сложные задачи с ограниченным сроком исполнения. Не забывать о кубках и медалях.
Тип «Романтик»
Высокая ценность: принадлежность к коллективу; возможно, личность руководителя, который вдохновляет (мы все одна семья, увлеченность, самоотдача).
Низкая ценность: личное удобство, деньги, быстрый результат.
Как узнать на собеседовании: такие люди обычно спрашивают про атмосферу в коллективе, корпоративный дух и миссию с видением. Будут тратить 2 часа на дорогу, если им нравятся люди или идея.
Как мотивировать: часто лично обсуждать миссию сотрудника, его успехи, путь к цели и поддерживать командный дух. Дни рождения, семейные праздники, прыжки в мешках, командные тренинги — обязательно.
Помните, что в чистом виде, без «примесей» эти типы мотивации встречаются достаточно редко. Для эффективной работы компаниям нужны сотрудники всех типов, да и в любом человеке мотивации, как правило, тесно переплетаются.