Новые приоритеты: как изменился потребительский спрос на рынке авто и недвижимости с 2021 года
Источник: iConText Group Media.
Авторы статьи: Ирина Парфенова, директор по работе с клиентами маркетингового агентства icontext, и Анастасия Чапурина, аналитик-исследователь маркетингового агентства icontext.
Вы верите, что 2021 год был 3 года назад? Мы — нет, но смена трендов говорит об обратном. Поговорим о том, что было популярно тогда, что — сейчас и как изменилась средняя цена сделки в сферах авто и недвижимости.
Про сферу недвижимости
Портрет покупателя в 2021 году
- Портрет покупателей жилья классов «Эконом» и «Комфорт». Такая недвижимость была интересна, в первую очередь, молодой семейной аудитории. Люди обращали внимание на этажность и наличие отделки, что давало возможность быстро заселиться в новую квартиру. Также покупателей класса «Эконом» волновало, что жилье не будет соответствовать их ожиданиям, а покупателям жилья класса «Комфорт» была важна репутация застройщика.
- Портрет покупателей жилья «Бизнес-класса» и «Премиум-класса». Портрет этой категории потребителей выглядел привычным и очень понятным образом: превалирующая аудитория — люди старше 45 лет, мужчины и женщины, находящиеся в браке. Они отмечали важность экологии района и близость парков. Также для покупателей жилья класса «Бизнес» большое значение имела репутация застройщика.
Ирина Парфенова, директор по работе с клиентами маркетингового агентства icontextДля всех покупателей были одинаково важны стоимость жилья, планировка, транспортная доступность, удобная и развитая инфраструктура, акционные предложения.
Молодое поколение чаще делало покупки исходя из желания сепарироваться от родителей и завести свою семью. Старшее поколение — для сохранения сбережений и инвестиций.
Большинство покупателей использовали личные средства, при этом доля покупок в ипотеку начинала показывать значительный рост. Ипотекой и госпрограммами активно интересовались семьи с детьми.
Портрет покупателя в 2023-2024 году
- Рост интереса к загородной недвижимости. В 2023, кроме взрывного спроса на недвижимость, из-за изменений условий ипотеки, наметился рост интереса к загородной недвижимости, который сохраняется и в 2024 году.
Так, по данным аналитиков «Инком-Недвижимость», спрос на покупку загородного жилья в России был на 23% выше в период с 1 ноября по 20 декабря 2023 года, чем в тот же период 2022-го года.
Высокий спрос на загородное жилье в 2023 году по ипотечным госпрограммам подтверждают и аналитики «Домклик». По их данным, доля льготной ипотеки в объеме кредитных сделок «Сбера» в сегменте индивидуального жилищного строительства (ИЖС) по предварительным итогам декабря приближается к 100%. В начале года это были 96-97%, в начале 2022 года — 66%, в начале 2021-го — 18%. - Большинство квартир в бюджетном сегменте люди покупают в ипотеку. В целом рынок ипотеки в сегменте ИЖС считается одним из самых быстрорастущих. К 2023 году большинство квартир в бюджетном сегменте люди покупали именно в ипотеку. При этом активно использовались льготные программы: жилье для «айтишников», дальневосточная ипотека, госпрограмма и т. д. Что касается покупателей элитной недвижимости, их в меньшей степени интересуют ипотечные программы.
- Среди молодых покупателей стало больше людей, которые приобретают жилье вне брака. По данным федерального застройщика «Страна Девелопмент», доля незамужних покупательниц квартир выросла на 33% за 2023 год. Она достигает 40% от общего числа опрошенных женщин и более 20% от общего количества покупателей (и женщин, и мужчин).
- Аудитория, которая может позволить себе дорогую недвижимость, помолодела. Как сообщает РБК, если раньше основную долю спроса составляла аудитория от 50 лет, сейчас все чаще появляются покупатели 35-45 лет. Также на рынке элитного жилья стало больше покупателей из регионов. По словам экспертов, это может быть связано с успешным проведением политики импортозамещения.
- Для премиум-сегмента стали важны концептуальные и дизайнерские особенности объектов. Речь идет о красивых входных группах с ресепшен и консьержем, дизайнерских интерьерах, общих пространствах за пределами квартиры, в которых приятно проводить встречи и отдыхать. Планировка и эстетика мест общего пользования начала влиять на ценообразование и стала конкурентным преимуществом. В целом возросла значимость собственного комфорта и удобства проживания.
Как изменилась средняя цена сделки
На рынке вторичного жилья цены росли чуть медленнее — с 58 528 рублей до 97 418 рублей. Такой разрыв во многом обусловлен активным внедрением льготной ипотеки.
Про сферу авто
Как изменился портрет покупателя авто с 2021 по 2024 год
- Вынужденно изменились предпочтения. Предпочтения молодой аудитории еще больше сместились в сторону относительно недорогих моделей отечественного автопрома и автомобилей старше 10 лет — потребители из этого сегмента не всегда могут себе позволить более дорогие авто. Это связано с ростом цен. В остальном, предпочтения остались теми же.
- Увеличился спрос на люкс. Увеличился спрос на люкс и хард люкс авто — резкий рост произошел в сравнении с низкой базой 2022 года. Это связано с тем, что достать новые премиальные автомобили крайне сложно, один из немногих вариантов — искать их через классифайды.
Так, в 2023 году россияне суммарно купили 561 новый автомобиль в люксовом сегменте, что на 185 машин больше, чем в 2022 году (тогда их было 376 штук). Об этом сообщили на пресс-конференции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), передает корреспондент Autonews.ru. - Увеличился спрос на китайский автопром. По данным «Автостат», доля аудитории, которая рассматривает для себя покупку китайского автомобиля увеличилась с 6,4% пять лет назад до 53,1%. В то же время большая часть респондентов признает, что не видят сейчас для себя другой альтернативы на рынке (26,6%).
Как изменилась популярность марок
Изменилось количество продаж марок у дилеров:
- предложение наполнилось китайскими автомобилями, в то время как наш автопром пока не может покрыть весь спектр запросов;
- небольшое количество европейских, корейских и японских автомобилей продают дилеры по параллельному импорту.
Например, китайский автопроизводитель Changan заявил о намерении вывести на российский рынок 4 своих бренда: Oshan, Lumin, Deepal, Qiyan.
На увеличение спроса в сегменте китайских авто также повлияла представленность дилеров — почти в два раза выросла доля представляющих интересы китайских брендов (с 30 до 60% в 2023 году), тогда как все остальные сегменты производителей существенно просели.Анастасия Чапурина, аналитик-исследователь маркетингового агентства icontextТем не менее, б/у рынок пестрит «недоступными» автомобилями, которые продолжают пользоваться очень высоким спросом. Причина тому — временное недоверие китайским брендам и дорогая цена расходников, ремонта и техобслуживания, на данный момент сопоставимая с ценой тех же услуг на премиальные модели европейских производителей.
Тренд на электромобили
По данным «Анализа рынка электромобилей в России», подготовленного BusinesStat в 2024 году, за 2019-2023 продажи электромобилей (без ДВС) в стране выросли почти в 49 раз и составили 8,2 тыс. штук в 2023 году.
В ближайшие несколько лет продажи электромобилей в России продолжат увеличиваться. Однако будет и сдерживающий фактор — высокая цена новых электрокаров по сравнению с подержанными и авто с двигателями внутреннего сгорания.
Как изменилась средняя цена сделки
Главное о покупательских предпочтениях в 2024 году
- В секторе недвижимости наблюдается растущий интерес к загородной жизни и использованию ипотечных программ, что свидетельствует о стремлении к большему комфорту и качеству жизни.
- В то же время, рынок автомобилей показывает увеличение спроса на бюджетные и китайские марки за счет изменения экономических условий, а также на люксовые автомобили, что может указывать на желание сохранить определенный статус даже в меняющейся экономике.
- Увеличение средней цены сделок в обеих сферах подчеркивает, что, несмотря на экономические вызовы, потребители готовы инвестировать в качество и комфорт. Это отражает изменение ценностей и приоритетов нового поколения покупателей.
Источник: iConText Group Media.