Чат-бот на сайте: зачем создавать, кому использовать и как настроить
Чат-боты как связующее звено между кликами и конверсиями
В интернет-рекламе путь пользователя к конверсии можно разделить на два основных этапа:
1 Взаимодействие с рекламой вне сайта.
2 Поведение на сайте компании.
Эффективность первого повышает оптимизация элементов рекламных кампаний – объявлений, таргетингов, ключевых слов, аудиторий и т.п. За второй отвечает постклик-оптимизация, то есть работа с содержимым и интерфейсом сайта, упрощающая шаги к целевому действию. Задача – помочь пользователю быстрее принять решение, сократив неопределенность выбора.
С ней успешно справляются чат-боты. Виртуальные помощники на страницах сайта предлагают потенциальному покупателю вступить в диалог, распознают его вопросы и снабжают нужной информацией о товаре. Хотя использование чат-ботов – один из digital-трендов последних лет, многие бизнесы до сих пор испытывают трудности с их внедрением.
В этой статье мы еще раз вспомним о преимуществах виртуальных собеседников и выясним, как и в каких случаях их стоит добавлять на посадочные страницы. Речь пойдет только о ботах на сайте – не о чатах в популярных мессенджерах.
Зачем создавать чат-бот
В современном маркетинге чат-бот выполняет функции колл-центра, переводя коммуникации с клиентами в текстовый формат.
Преимущества инструмента
К плюсам чат-ботов относятся:
Сокращение затрат. Нет необходимости оплачивать услуги колл-центра. Автоматический диалог мало отличается от разговора по готовому скрипту, от которого человек, не связанный с компанией, не может отойти.
Исключение человеческого фактора. Защита от «трудных» клиентов и стресса, связанного с их звонками.
Удобство. По данным Google, 65 % пользователей предпочитают писать компаниям, а не звонить им.
Упрощение навигации. Чат-боты умеют по запросу находить на сайте нужные материалы. При этом они способны распознавать больше словоформ, чем традиционный поиск, поэтому общение с ним удобнее.
Адаптация информации. Переписка с ботом дает посетителю ровно тот объем данных, который ему требуется. Читать текст на страницах сайта не обязательно – в условиях информационной перегрузки это большое преимущество.
Поддержка 24/7. Виртуальный помощник может осуществлять поддержку пользователей в режиме ответа на FAQ. В отличие от «живых» специалистов, он доступен для обращения в любое время суток.
Интересующие нас чат-боты бывают двух основных типов:
1 В виде самостоятельного лендинга.
2 Виджет на странице сайта.
Несмотря на все преимущества, чат-боты не всегда способствуют конверсии – в некоторых случаях они могут ей только навредить. Разберемся, каким бизнесам они подойдут, а каким стоит вообще отказаться от этого инструмента.
Кому использовать чат-боты
Лучше всего чат-боты работают в сегменте B2C – с товарами и услугами, о которых пользователи не имеют достаточно знаний. Это могут быть, например, программы страхования, банковские продукты, гостиничные номера, медицинские услуги, развлекательные мероприятия и т.п.
Здесь хорошо работает аналогия с консультантом в фирменном магазине Apple. Вы можете ничего не знать о тактовой частоте процессора, функциях оперативной памяти и различиях видеочипов, но вам достаточно рассказать о своих целях и бюджете, и специалист быстро подберет вам ноутбук, не вдаваясь в подробности.
Если выбор вашего товара может проходить таким же образом, а для покупки пользователю не обязательно разбираться в его устройстве, чат-бот – решение для вас, и его стоит использовать.
Кому не использовать чат-боты
Противоположная ситуация: потенциальный клиент обладает большим объемом информации о продукте и перед покупкой хочет узнать все его характеристики. Часто такое встречается в сфере B2B: корпоративное ПО, промышленную технику, логистические услуги и т.п. заказывают специалисты, хорошо в них разбирающиеся.
Из сегмента B2C сюда попадут персонализируемые товары и услуги, не связанные со сложными технологиями. Например, салоны красоты, мебель, туризм или интернет-магазины с широким ассортиментом товаров повседневного спроса, в выборе которых чат-бот не поможет.
Представьте, что около овощей и фруктов в супермаркете к вам подойдет консультант из предыдущего примера. Вряд ли его вопросы о ваших потребностях помогут вам наполнить корзину – только лишат возможности спокойно изучить все полки самому.
Как настроить чат-бот
Добавить и настроить чат-бот на своем сайте можно несколькими способами. Среди основных:
Плагин CMS
Владельцам сайтов на известных CMS – WordPress, Drupal, joomla и т.д. – как всегда, повезло больше всех. Под эти движки обычно уже есть готовые плагины чат-ботов, для настройки которых не обязательно иметь навыки программирования. Вот некоторые из них:
WordPress – Collect.chat, IBM Watson Assistant, Acobot Lead Generation AI Chatbot (полный список)
Drupal – Drupal Chatbot, Acobot AI Live Chat (Free Chatbot), Chatbot Builder (полный список)
joomla – Webemus Cliengo ChatBot (полный список)
Часто такие расширения работают по наглядной схеме drag-and-drop. Например, в Collect.chat настройка скрипта для бота выглядит следующим образом:
Полная функциональность популярных плагинов бывает платной, но и облегченная бесплатная версия доступна во многих из них.
Специализированный сервис
Второй способ подключить чат-бота – воспользоваться специально созданным для этого онлайн-сервисом. Например:
Среди них вы сможете найти идеальный вариант – как простое визуализированное решение, так и полноценный фреймворк для девелоперов. Правда, бесплатным в этом случае будет только пробный период. По сравнению с плагинами CMS, у самостоятельных сервисов гораздо более развитая клиентская поддержка и широкая кастомизация.
Создание «с нуля»
Самый универсальный, хотя и самый сложный способ создать бота для сайта – написать его «с нуля». Для этого понадобятся либо услуги программиста – штатного или фрилансера – либо знание основ кодинга и понятный гайд.
Примеры хороших инструкций по созданию чат-ботов с помощью Node.js опубликованы по ссылке. Хотя этот подход требует наибольших вложений времени и средств, на выходе вы получаете полностью кастомизируемый виджет, алгоритмы которого известны вам от начала до конца.
Ручная настройка через Telegram
На Хабре некоторое время назад рассматривался необычный подход к созданию чат-помощника для сайта. В нем Telegram-бот используется в качестве посредника между пользователями, задающими вопросы на сайте, и представителями компании, отвечающими на них.
По первоначальному замыслу это не бот как таковой: общаться с клиентами приходится сотрудникам. Однако решение сохраняет все преимущества анонимной текстовой переписки и избавляет от необходимости придумывать автоматические сценарии диалога. При желании его можно модернизировать, «посадив» на другой конец настоящего Telegram-бота, созданного в одном из перечисленных выше сервисов.
6 правил робототехники
В заключение приведем несколько рекомендаций, которым полезно следовать при создании собственного чат-бота.
1 Минимум кликов. Как и всегда в интерфейсах приложений, чем меньше нажатий требует операция, тем меньше шансов, что пользователь бросит ее выполнение. Используйте инструменты упрощенного ввода: от вопросов с множественным выбором и меню до распознавания речи.
2 Минимум сообщений. Дополнение к предыдущему пункту: пользователи ценят, когда бот говорит мало и по делу.
3 Начать с простого. Чат-бот должен создавать ценность для клиента, выполняя хотя бы одну полезную функцию, которой нет в интерфейсе сайта.
4 Предлагать следующий шаг. В идеале при переписке с ботом клиенту не приходиться думать самому.
5 Всегда отвечать. Даже когда чат-бот «не понял» сообщения, лучше с юмором признаться в этом пользователю, чем вообще оставить его без ответа.
6 Персонализировать. Приятнее общаться с ботом, разговаривающим на «человеческом» языке в своей собственной манере. Несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос – простой, но эффективный шаг к «очеловечиванию» алгоритма.
Итог
Грамотно настроенный чат-бот помогает упростить взаимодействие пользователей с сайтом и приблизить их к конверсии. Приводить этих пользователей на сайт по разным каналам продвижения удобно через бесплатную систему автоматизации рекламы Click.ru.
В сервисе есть все необходимые инструменты для быстрого запуска контекстных и таргетированных кампаний: от планирования семантики и анализа конкурентов до распределения бюджета и генерации готовых объявлений. Стабильное вознаграждение партнерам с оборота рекламных расходов в Яндекс и Google позволит выделить больше средств на постклик-оптимизацию, в том числе, разработку бота. Уделяйте больше внимания потенциальным клиентам на нижних уровнях «воронки продаж», автоматизировав привлечение трафика с верхних.