Кейс SEO для Трипстера: увеличили поисковый трафик в 2 раза, оборот — в 3,4 раза за год
Информация в кейсе актуальна на 2019 год.
Клиент
В 2018 году на экскурсиях с гидами Трипстера побывало 210 тыс. человек.
Задача
Глобальная цель Трипстера в SEO — увеличить доход за счёт новых клиентов. Наша задача в рамках этой цели — увеличить бесплатный трафик на сайте и за счёт этого количество проданных экскурсий.
Достигнутый результат
С ноября 2017 года по ноябрь 2018 года поисковый трафик вырос в два раза. Количество заказов увеличилось в 3,2 раза, оборот вырос в 3,4 раза — с 2 132 385 до 7 268 070 рублей.
Что для этого сделали
Запустили проект после аудита и стратегии
Как и на всех проектах, мы начали работу с аудита, чтобы понять, насколько содержание сайта соответствует тому, что ищут потенциальные клиенты в поиске. Это помогло поставить реалистичные цели по трафику, который мы можем привлечь.
На основе аудита мы сформулировали стратегию: создать и проработать посадочные страницы под спрос. То есть, максимально оптимизировать страницы сайта и расширить ассортимент.
В целом наша задача, как оптимизаторов, заключалась в том, чтобы проанализировать сайт, оценить спрос и придумать, как сайту его покрыть. Ровно это мы и сделали. Ничего необычного с точки зрения SEO.
Особенность этого проекта в нашем подходе к работе. О нём и расскажем.
Выстроили подход, близкий к инхаус-команде
Сделали две онлайн-планёрки в неделю и ежемесячные встречи оффлайнКогда оптимизатор передаёт клиенту список задач для внедрения раз в месяц, есть риск, что их отложат в стол и не сделают. Обычно это происходит по нескольким причинам:
- всегда есть задачи важнее, которые приходят изнутри команды,
- разработчики постоянно заняты на годы вперёд,
- просто не доходят руки до реализации.
Чтобы задачи выполнялись в срок и приносили результат, их нужно презентовать, приоритизировать и планировать внедрение вместе с клиентом. Для этого мы обычно проводим регулярные планёрки со всей командой клиента.
На проекте Трипстера мы проводим несколько видов планёрок: еженедельные, ежемесячные и квартальные.
Еженедельные планерки — про результаты недели и обсуждения задач
Еженедельные планёрки проходят по вторникам и пятницам в Гугл Хэнгауте. В начале каждой встречи во вторник мы рассказываем о результатах прошедшей недели. Затем презентуем список задач и вопросов, чтобы решить, какие из них брать в работу на этой неделе. Это занимает до получаса.
На планёрке по вторникам со стороны Трипстера присутствуют директор по маркетингу и продукт-менеджер, с нашей — ведущий проекта и оптимизатор. Когда у собственника заканчиваются вопросы по цифрам и планам, он уходит, а в оставшееся время оптимизатор и продакт-менеджер обсуждают внедрение задач. На планёрке по пятницам они вдвоём синхронизируются и обсуждают ход выполнения каждой задачи. Это занимает час-полтора.
Процесс работы на проекте максимально похож на инхаус, когда оптимизатор работает в штате. Это помогает быстро выполнять задачи за счет большого количества личного общения в прямых созвонах оптимизатора и продукт-менеджера.
Ежемесячные и квартальные встречи — «взгляд сверху» и поправки к стратегии
На ежемесячных планёрках первую часть встречи мы отчитываемся по цифрам и динамике по годовому плану. Затем иногда корректируем стратегию и сверяем высокоуровневые задачи на ближайшие три месяца.Раз в квартал мы встречаемся с клиентом лично — приглашаем к нам или приходим в офис Трипстера сами. На этой встрече мы смотрим на движение показателей за последние три месяца: как и за счёт чего мы пришли к запланированным целям или что пошло не так. Затем заново согласовываем мини-стратегию и планы на следующие три месяца.
Опыт показывает, что при личной встрече гораздо проще принимать стратегические решения, потому что лично люди более расположены открыто обсуждать сложные вопросы. Между командами возникает химия.
Внедрили SEO-задачи в общий план задач проекта
1. Получили ответственного за наши задачи внутри команды клиента
На проекте Трипстера мы с самого начала стремились встроить наши задачи в общий план проекта, чтобы достигать поставленных целей. Мы хотели, чтобы приоритет SEO-задач был на одном уровне с продуктовыми. Для этого мы запросили роадмап проекта и постоянно следили за тем, как двигается разработка. Когда темп внедрения нас не устроил — передоговорились об ответственности и выбрали единого человека, которому ставим задачи и сроки. Таким человеком стал продукт-менеджер, который видит вообще все задачи проекта и управляет ими на основе цифр, как продуктовыми гипотезами.
В результате мы полностью синхронизировали задачи нашей команды и команды Трипстера. Мы не работали в вакууме, а планировали задачи вместе, как это обычно происходит в инхаус-команде. Например, мы видели, что в плане есть редизайн страниц — значит, нам нужно помочь внедрить новый дизайн без потери трафика, то есть думать о SEO ещё в процессе редизайна, а не по окончанию.
Такой подход помог адаптировать нашу работу к тому, что происходит на проекте и не перетягивать ресурсы на себя. Вместе с тем SEO-задачи получили вес и приоритет.
2. Стали вместе приоритизировать задачи
Перед тем как брать в работу задачи, мы оцениваем их по двум критериям: какой результат они могут потенциально дать и сколько времени уйдёт на их выполнение. Для этого делаем ТЗ по каждой задаче, в котором описываем, что и как нужно сделать, какой результат ожидаем получить и как будем его измерять.
На планёрке презентуем ТЗ клиенту и в четыре руки выбираем, что будем делать прямо сейчас, а что — через, например, две недели, когда освободится нужный специалист.
Польза от такого подхода в том, что мы не делали бесполезные задачи и не тратили ресурсы, куда не нужно.
3. Запустили работу через сплит-тесты
Сайт Трипстера устроен так: одна страница — один город, категория или экскурсия. Мы сгруппировали похожие страницы на основе доли от продаж, трафику, спросу и ассортименту. Получилось три группы: топ — 25, топ — 50 и все остальные.
Перед тем как масштабировать какое-то решение на весь сайт, мы сначала проводили сплит-тест на части городов из группы топ — 25, так как на большом трафике результаты более наглядные. Если гипотеза подтверждалась, мы масштабировали улучшения на топ — 50 и все остальные города. Так мы постепенно увеличили трафик по всем страницам.
Благодаря этому подходу мы знали, что не навредим проекту, если какая-то наша гипотеза окажется неуспешной.
4. Стали больше влиять на продуктКогда стандартные шаблоны улучшений закончились, мы приступили к точечным улучшениям.
Мы выделили самые популярные города и начали работать с ними вручную. Сейчас это выглядит так: мы заново собираем всю семантику по одному из городов и определяем, какие ещё экскурсии или категории в нём стоит запустить. Эту информацию передаём продюсеру экскурсий. Дальше он работает над тем, чтобы экскурсии появились на сайте. Так мы с помощью спроса мы влияем на продукт и помогаем его улучшать.
Выступление на Восьмой Вебмастерской Яндекса. Константин Солодянников рассказывает о том, как работает продуктовый подход в SEO
Кейс впервые был опубликован в Академии IT-Agency.