86% россиян предпочли бы общаться с менеджером, а не чатботом
Хотя по словам 66% обращавшихся к чатботам, виртуальный собеседник помог им решить вопрос или получить нужную информацию. Для каких целей потребители используют чатботов, какие плюсы и минусы видят в этой технологии и советуют ли компаниям применять её для работы с клиентами — в новом исследовании «Анкетолога».
Согласно опросу, абсолютное большинство интернет-пользователей (90%) сталкивались с чатботами на сайтах, в мессенджерах или приложениях. При этом только 13% из них никогда не обращались за помощью к этой технологии. Более половины (54%) несколько раз пытались решить свои вопросы в переписке с чатботом, 18% делали это лишь однажды, ещё 15% — неоднократно.
Среди респондентов, у которых есть опыт взаимодействия с чатботами, большинство (69%) пользовались ими на сайтах компаний, 42% — в мобильных приложениях, 36% — в мессенджерах, а 19% — в соцсетях.
Заметим, что чем старше участники опроса, тем чаще они отвечали, что обращались к чатботам именно на сайтах. Молодёжь же более склонна использовать виртуальных помощников в соцсетях и мессенджерах.
Читайте также: Какова истинная ценность комьюнити вашего бренда — в цифрах и фактах. Исследование Harvard Business Review
Более половины опрошенных, которые обращались к чатботам (59%), хотели подробнее узнать о товаре или услуге. 40% с помощью цифрового помощника совершали какие-либо операции, например, оплачивали покупку, счета, записывались в поликлинику. Треть (34%) — для получения информации на регулярной основе, например, новостей, 32% — для оперативного информирования, например, о поступлении товара или начале вебинара, 10% общались с ними из любопытства или ради развлечения.
Заметим, что, по словам 66% обращавшихся к чатботам, виртуальный собеседник помог им решить вопрос или получить нужную информацию: 24% остались полностью довольны, 42% скорее склоняются к такому ответу. О том, что чатбот абсолютно не справился с задачей, сообщили только 10% опрошенных.
Несмотря на это, в целом 86% при следующем обращении все же предпочтут иметь дело с реальным человеком, в то время как к помощи искусственного интеллекта готовы прибегнуть 14%. Ожидаемо, значительно чаще готовность обратиться к виртуальному помощнику выразили респонденты, имеющие положительный опыт общения с ним. Однако этот показатель всё же не слишком высок — 33% против 1% опрошенных, которым чатбот не помог совсем.
Как бы то ни было, в целом абсолютное большинство опрошенных, которые сталкивались с чатботами (70%), считают эту технологию полезной. Заметно чаще так отвечали молодые люди 18–30 лет — 81%, а среди респондентов старше 55 лет такого мнения придерживаются 65%.
Читайте также: Какие чатботы работают на компанию, а не против неё
Какие плюсы и минусы интернет-пользователи видят в виртуальных помощниках
Среди преимуществ участники опроса чаще всего называли возможность получить информацию в любое время суток и в выходные дни (59%). Половине респондентов (49%) нравится, что ответ приходит мгновенно и отсутствуют очереди, трети (34%) — что можно ответить с помощью предлагаемых кнопок, без набора текста. Также 27% сказали, что чатботы помогают быстрее решить вопрос, на который обычно требуется больше времени, 25% — позволяют не искать способ связи с менеджером, а 21% — исключить конфликтные ситуации. Совсем же не видят плюсов в виртуальных помощниках 12% опрошенных.
Что касается минусов, то, по словам 55% респондентов, чатботы часто недостаточно доработаны — могут зависать или задавать одни и те же вопросы. Также 52% ответили, что они хуже справляются с решением проблемы, чем менеджеры, 49% не нравятся примитивные ответы, 34% комфортнее общаться с живым человеком. Кроме того, 24% отмечали, что окно с чатботом мешает просматривать сайт, 19% — что виртуальный помощник не понимает иронии и не умеет читать «между строк», а 17% назвали эту технологию назойливой и раздражающей. При этом совсем не видят в ней недостатков только 3%.
В целом бо́льшая часть интернет-пользователей, которые когда-либо сталкивались с чатботами (36%), считают, что компании должны в равной степени использовать виртуальных помощников и обычную службу поддержки. Чуть меньшее число опрошенных (34%) думают, что бо́льшую часть вопросов должны решать менеджеры, 17% — напротив, виртуальный помощник. По мнению 15%, компаниям лучше не внедрять чатботов и оставить только службу поддержки. И всего 1% уверены, что работу с клиентами можно полностью доверить искусственному интеллекту.
Читайте также: Копирайтинг для чатботов: особенности и правила
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!