Как составить безопасное партнерское соглашение: 7 пунктов, которые обязательно нужно прописать

Как партнеры будут продвигать ваш бизнес, за что и какие выплаты будут получать, могут ли они работать с вашими конкурентами — все эти моменты прописываются в партнерском соглашении между аффилиатом и компанией. Рассказываем, как правильно составить партнерское соглашение, чтобы обезопасить бизнес от юридических, финансовых и репутационных проблем.
Что такое партнерское соглашение
Партнерское соглашение — это контракт между компанией и партнером, который будет ее продвигать. В нем прописаны условия сотрудничества, права и обязанности обеих сторон, а также порядок действий в разных ситуациях. Цель партнерского соглашения — защитить интересы компании и партнеров на юридическом уровне.
Далее разберем 7 аспектов, которые важно учитывать в партнерском соглашении. За каждым из них стоят тысячи историй о потерянных деньгах и испорченной репутации, поэтому лучше не пренебрегать этими пунктами, даже если они покажутся не слишком важными.
1. Правовые гарантии
В первую очередь, партнерское соглашение — это юридический документ, который должен опираться на законы.
Базовый законодательный набор для партнерского соглашения
Политика конфиденциальности: пропишите, как партнер может использовать данные о клиентах и компании, а что распространять запрещено.
Права на интеллектуальную собственность: позаботьтесь о защите авторских прав, как своих, так и партнерских.
Правила, регулирующие рекламную деятельность: напишите о маркировке рекламы.
Старайтесь учесть все требования законодательства РФ и консультируйтесь с юристом, чтобы избежать лишних судебных разбирательств. Обеим сторонам соглашения будет спокойнее, если все нюансы учтены и прописаны в соответствии с законом.
2. Использование промокодов и скидок
Скидки и промокоды помогают привлекать новых клиентов. Однако, не должно быть такого, что партнер сам решил предложить клиенту скидку на ваш продукт, а затем просто поставил вас перед фактом, что придет клиент, но ему нужно дать скидку. Либо бизнес будет вынужден дать скидку клиенту, снизив будущую прибыль и нанеся ущерб воспринимаемой ценности продукта. Либо возникнет конфликт. В обоих случаях пострадает репутация компании.
Чтобы таких ситуаций не возникало, пропишите в договоре, что только бизнес может инициировать акции, скидки и выдавать промокоды, которые затем партнер может использовать для привлечения клиентов.
Отследить, какие промокоды у каких партнеров сработали и что это дало, можно с помощью специальных сервисов. В PRM Online автоматически собирается статистика по использованию промокодов, которая видна как бизнесу, так и партнерам. Тратить время на отчеты не нужно и ошибок не будет.
3. Сторонние партнерства
Заключение вашим аффилиатом партнерства с кем-то из ваших прямых или косвенных конкурентов может привести к конфликту интересов. Чтобы защитить свою компанию от таких ситуаций, включите в соглашение пункт о запрете работы с конкурентами или компаниями, чьи ценности противоречат вашим.
Можно перечислить «поименно» известных конкурентов, а для остальных составить подробный портрет: вид деятельности, позиционирование и другие параметры. Чем точнее описание, тем лучше защищены ваши интересы.
4. Методы продвижения
С одной стороны, все средства хороши, если они работают. Но платная реклама от партнера, например, может конкурировать с вашими рекламными кампаниями, что вредит итоговым результатам.
Лучше сразу прописать в партнерском соглашении, через какие каналы партнеры могут продвигать ваши продукты. Блоги, соцсети, email-рассылки — это могут быть любые инструменты, которые допустимы в вашей компании и которые при этом не создадут для вас искусственную конкуренцию.
5. Обновление соглашения
Условия сотрудничества важно пересматривать и обновлять. Рекомендуем делать это раз в год, но можно и чаще, если этого требуют обстоятельства. Добавьте в партнерское соглашение пункт о том, как и когда оно будет обновляться, чтобы это не было неожиданностью для аффилиатов.
6. Форма бизнеса партнера
Вашу компанию может продвигать самозанятый, индивидуальный предприниматель или юрлицо другого вида. В соглашении должно быть прописано, какую именно форму бизнеса имеет партнер — от этого зависят детали сотрудничества и законы, которые его регулируют. Если использовать один шаблон и просто менять в нем реквизиты, у вас могут появиться неработающие соглашения, которые просто не соответствуют законодательству.
7. Политика выплат и бонусы
Размер, сроки и условия получения вознаграждений должны быть максимально прозрачными. Пропишите модель выплат, укажите сроки холда или конкретные даты оплаты, а также как и когда вы будете оценивать результат работы партнера.
Если планируете стимулировать партнеров с помощью бонусов — их размер и условия начисления тоже важно указать. Это могут быть фиксированные суммы, проценты от продаж или другие поощрения за достижение целевых показателей.
Если вы используете такую систему для работы с партнерами, как PRM Online, можно указать в соглашении, что в системе будут автоматически фиксироваться результаты партнера и выплаты будут рассчитываться автоматически на основе этих результатов.
Если результаты четко фиксируются и нет человеческого фактора при расчете вознаграждений, партнеры охотнее приводят новых клиентов, так как чувствуют безопасность и мотивацию. А бизнесу, в свою очередь, не нужно тратить много времени на контроль корректности суммы и срока выплат партнерам.
Что еще важно обсудить с партнером заранее
Как прекратить сотрудничество
Чтобы не было неожиданных ситуаций, пропишите, в каких случаях можно разорвать соглашение. Например:
Нарушение договоренностей — если одна из сторон не выполняет свои обязательства.
Изменение стратегии — если компания меняет курс и больше не нуждается в партнере.
Отсутствие результата — если за оговоренный срок деятельность партнера не приносит пользы.
Укажите, за сколько дней нужно предупредить о разрыве (например, за 30 или 60), а также когда и какие выплаты получает партнер в таком случае.
Конфиденциальность и защита данных
Если партнер работает с персональными данными клиентов, важно заранее обсудить, как он их будет хранить и использовать. В соглашении стоит указать, что партнер обязан соблюдать Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» и другие действующие нормы. Чтобы избежать проблем, закрепите ответственность за утечку информации и последствия, если данные окажутся в чужих руках.
Обязанности сторон
Каждая сторона должна четко понимать, за что отвечает. Например, компания предоставляет рекламные материалы (баннеры, тексты, ссылки), а партнер использует их строго в рамках договоренностей.
Как решать споры
Составьте и зафиксируйте четкий алгоритм, как вы будете решать возникающие конфликты. Сначала стороны обычно пытаются договориться, а если это сделать не получается — обращаются в суд. Заранее определите, что это будет за суд, чтобы у обеих сторон было четкое понимание, как и где будут решаться споры.
Обучение
Если вы предоставляете партнерам обучающие или маркетинговые материалы, это стоит зафиксировать в соглашении. Укажите, какие ресурсы есть и как их получить. Это может быть доступ к определенным курсам, помощь в настройке рекламы или участие в обучающих вебинарах, а также уже готовые рекламные материалы, которые можно распространять.
Чем больше возможностей вы даете партнерам, тем выше их мотивация работать с вами и добиваться лучших результатов.
Какие шаблоны соглашений стоит составить
Как мы уже сказали, не стоит брать один шаблон и просто менять в нем реквизиты. Это крайность, которая часто приводит к тому, что соглашение юридически не грамотно составлено и просто не работает. Но не обязательно каждый раз писать договор о партнерстве с нуля — это тоже крайность, которая тратит много времени.
Можно составить несколько шаблонов для каждого вида партнеров (инфлюенсеров, рефереров, компаний-партнеров) и для разных юридических лиц. Также можно подготовить заранее блоки договора про мотивацию с разными форматами расчета вознаграждений и собирать безопасные соглашения как конструктор.
Больше о партнерском маркетинге читайте в блоге PRM Online.