Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Марксизм и маркетинг
Предисловие.
Современная "научная философия" - это опыт прочтения философских текстов. Любое рассуждение, не отсылающее к объему западной мысли, фиксированной в тексте - чушь и пустое мнение. Любая попытка вслед за Декартом и Гуссерлем строить суждения, опираясь на самоочевидные вещи, доступные разуму непосредственно - так же сомнительная и "ненаучная" затея.
Поэтому данный текст не стоит воспринимать как "научный", по большему счету - это поверхностное и дилетантское ИМХО, которое до "научности" еще доводить и доводить
Что общего у Марксизма и Маркетинга?Марксизм строится на том, что человек переживает себя как вещь, как предмет подвластный чужой воли. Именно факт того, что одни люди, для других - не более чем предметы, вещи, объекты - делает мир несправедливым.
Человек неотделим от своего труда, и если его труд принадлежит не ему, а купившему его труд, то человек овеществлен.
Причем Маркс подчеркивает, что отчуждены все люди, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые (Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, Издание второе Т.42. М.: Издательство политической литературы, 1975.), но эксплуататоры переживают своё отчуждение не так болезненно. На рынке покупается и продается труд всех, в том числе труд самих капиталистов, которые зависят от рынка вообще, а рынок есть не что иное как масса людей имеющих спрос и предложение (т.е. сумма воли многих).
Вывод Маркса прост - нужно устранить отчуждение, устранив саму возможность овеществления человека - т.е. устранив разделение труда и деятельность, основанные на частной собственности и денежном обороте. Вот только организации массового производства и потребления (т.е. всех современных форм деятельности) вне рынка так найти и не удалось. Не спасли положение ни попытки создания командной экономики, ни организация всего общества на основе коммун.
Забавный парадокс - разделение труда невозможно без денег, а без разделения труда невозможно общество массового производства и потребления. Без денег просто не может быть того общества к которому мы все привыкли, а альтернативные общества так и не дали нам ничего жизнеспособного и доступного большинству.
Но то, что человеку нужно больше времени для себя, а не только для производства ради выживания в обществе - то же факт. Поэтому капиталисты дали людям больше свободного времени, за счет чего лишь приумножили свои прибыли, т.к. создали тем самым новые рынки.
Итог: Человек одновременно субъект (существо имеющее свободную волю) и предмет (явление подчиняемое чужой воле).Для маркетинга субъект-объектная сущность человека - не проблема, а отправная точка деятельности.
Рынок - это люди, а раз нам надо управлять рынком, то нам необходимо принять саму возможность управления рынком (т.е. принять людей как предметы чужой воли).
Разуметься речь не идет о прямой работорговли (хотя это то же рынок). Речь идет о влиянии на спрос и предложение людей (т.е. на частные аспекты человека, а не на всего человека вообще).
Отчуждение для маркетинга - это норма. С отчуждением не надо бороться, с отчуждением надо работать. В том числе раз есть отчуждение, есть спрос на вещи позволяющие преодолеть его, отвлечься от него (кино, книги, экстрим, наркотики, религия и т.п.)
Для маркетинга - все есть рынок. Все есть люди занятые той или иной деятельности и нуждающиеся в деятельности и продуктах деятельности других людей. У кого есть товар или услуга в которой нуждается большинство - тот и Папа.
Все просто, и в метафизике не нуждается. Маркетинг - это практическая дисциплина, не стремящаяся объяснить весь мир и смысл жизни.
Во-вторых, объективность общества.Раз объектом является каждый человек, то и все общество в целом может являться объектом. Т.е. обществом и его историей можно управлять. Общество и история подвластны воле человека.
Любая власть - это эксперимент над обществом. Любая власть стремиться достичь тех или иных результатов, любая власть так или иначе влияет на историю общества вообще и личную судьбу каждого в частности.
Вот только одна беда: инструментов власти намного меньше чем желающих поэкспериментировать. И более того, власть возможная только как монополия на инструменты власти. Поэтому кто бы и как не стремился изменить мир к лучшему, на деле получаются лишь перевороты, которые по умолчанию не могут дать власть всем страждущим власти. Перевороты могут лишь расширить или сузить круг властвующих, усилить или ослабить монополию элиты на инструменты власти.
Инструменты же власти не менялись со времен Рима: Закон, Суд, Религия\Образование\СМИ, Полиция\Армия, Система налогообложения и пошлин, Контроль над коммуникациями...
Несмотря на то, что марксисты хотели уничтожить саму возможность отчуждения, а значит саму возможность монополии на власть, да и сами инструменты власти- на земле нет ни одного "коммунистического" общества без законов, денег и налогов. Более того - нет ни одного альтернативного общества не имеющего своего образования, закона, суда, коммуникаций.
Если есть инструменты и есть спрос на них, то рано или поздно победит та или иная форма монополии на эти инструменты.
Маркетинг не интересует история, прогресс и светлое будущее. Маркетинг заинтересован в управлении одной определенной элементом общества - рынком. Правда рынок проникает во все сферы современного общества. Рынок может существовать и без денег (спрос и предложение могут уживаться по бартеру или как бы то ни было иначе). Но это частности, даже если в государстве плановая экономика - рынок все равно существует, пусть и нелегально.
Причина возникновения рынка проста: человек не может самостоятельно удовлетворить все имеющиеся у него потребности. Ведь даже появление порнографии и секс-игрушек не отменило проституции, а даже наоборот, так же можно и не говорить, что юридические и моральные запреты на проституцию никогда не стирали этот рынок, т.к. спрос продиктован природой человека, а не его волей.
Объективность общества и рынка для маркетинга так же норма.
Итог: Любое общество и любой рынок, так или иначе подвластны воле отдельного человека или группы лиц.В-третьих,Общество состоит не из отдельных людей, а из групп людей
Для марксизма это классы, для маркетинга это сегменты рынка.
Классы выделяют по основным формам деятельности, или по доступу к инструментам власти.
Сегменты выделяют по множествам признаков. Это могут быть как реальные группы людей (жители района ЖБИ г. Екатеринбурга), так и условные классификации (Пример абсолютно "условного" сегмента рынка: Мужчины от 17 до 25 лет с активной жизненной позицией. Что такое активная жизненная позиция, как отличить человека с активной позицией от человека с пассивной позицией - это уже отдельная песня по обоснованию данной сегментации).
В чем принципиальная разница между марксизмом и маркетингом?
Во-первых, арксизм - философское учение, а маркетинг - практическая дисциплина.Марксизм может объяснить всё и вся, маркетинг в метафизику особо не лезет.
Во-вторых, бъектом деятельности для марксизма является история, а для маркетинга объектом является рынок в его бесконечном здесь и сейчас. Маркетинг не волнует как далекое прошлое, так и отдаленное будущее.Пока нет спроса на межзвездные перелеты, они не интересны маркетингу. Но даже если такой спрос появится (а межпланетные и орбитальные перелеты - это уже правда сегодняшнего дня), то принципиальных изменений в маркетинге не последует, т.к. этот спрос будет удовлетворяться все по тем же законам рынка.
Для марксизма неизменны закономерности исторического развития, для маркетинга неизменны закономерности рынка. Хотя и в той и другой отрасли знания постоянно открываются новые аспекты, новые закономерности.
В-третьих, арксизм стремится стереть рыночную организацию деятельности на основе частной собственности и капитала. Маркетинга нет вне рынка.Для марксистов капиталистический рынок - это лишь часть истории, которая скоро будет в прошлом. Маркетинга нет вне рынка.
Тут стоит отметить, что рынок возможен и без денег, так же он возможен и без частной собственности. Поэтому в принципе если тупо заменить деньги и частную собственность иными формами организации деятельности, но при этом оставить разделение труда, то люди все равно будут менять продукты своего труда на продукты чужого, т.к. сделать самостоятельно все-все необходимое почти невозможно (ибо потребности всегда лишь возрастают по мере их удовлетворения).
Что марксизм занимает у маркетинга и наоборот?
Во-первых, инструменты влияния на общество.То, что маркетинг использует успешные решения марксистов, а марксисты успешные решения маркетологов - самоочевидно. Рынок политических и философских идей - это в конце-концов тоже рынок.
Во-вторых, внеэкономические стимулы производства.Думаю, не нужно утверждать, что в бесплатном труде заинтересованы как марксисты так и маркетологи.
Весь современный маркетинг строится на том, что необходимо вовлекать в процесс производства и распростроенения широкие массы людей, причем вовлекать с минимумом затрат.
К примеру, "Адвокаты бренда" и "Евангелисты" западных корпораций - это очень выгодное и в тоже время чисто "интернационалистское" решение вопроса распространения товаров, услуг, ценностей, идей.
В-третьих, потребность в других дисциплинах.Марксизм изначально строил свою практику на экономике, на достижениях объективных наук. Стремясь, как и многие другие философии стать объективной наукой о духе, и занять достойное место в ряду объективных наук о природе, обществе, человеке.
Маркетинг так же является практической дисциплиной и вынужден беспрерывно занимать у объективных наук. К примеру у той же экономики, а так же у психологии с её теорией потребностей, и философии с её представлениями о ценностях как основе деятельности.
Что грозит существенными переменами как марксизму, так и маркетингу?Признание за обществом субъектности - вот то, что может поставить под вопрос саму возможность влияния воли человека на общество, рынок, историю.
Ведь если человек не только предмет чужой воли, но и сам по себе не более чем продукт общества?
Что, если общество - самодостаточная структура? Что если закономерности общества намного превыше всех наших представлений о нём? Что, если мы обусловлены обществом не меньше чем природой? Что если попытки управлять обществом так же наивны как попытки совладать со смертью?
Если общество становится не просто объектом нашей воли, а самостоятельным субъектом творящим людей?
Что, если вся наша многомерная личность, да и сам факт индивидуального переживания бытия - лишь следствие нашей деятельности?
Что, если причины деятельности, которой занят человек не в его воли, не в его свободе выбора, а лишь в закономерностях существования деятельности?
Если общество - это система элементами и структурой которой является деятельность, то человек лишь условие существования этой системы.
Что делать, если обществом и человеком правят не другие люди, а объективные законы существования общества?
Тема это поднималась еще Спинозой, и до сих пор волнует людей (Чапаев и Пустота- лишь частное проявление проблемы иллюзорности бытия).
Но слава Богу от абсолютного детерминизма отказались еще в античности. О том, что человек имеет свободу воли и не является только лишь объектом внешних сил - безустанно учит людей "Новый Завет" уже почти две тысячи лет.
Перспективы развития марксизма и маркетинга
Время все-таки тикает, и общество не остается неизменным.
Появляются новые формы деятельности, появляются новые формы экономических и внеэкономических взаимоотношений.
Основа популярного марксизма - освобождение труда - все меньше и меньше напоминает утопию.
Свободный труд человека, труд продиктованный не внешней необходимостью, нуждой и принуждением, а свободной волей человека - это то, что выигрывает на рынке. Чем свободней труд, тем он эффективней.
Реорганизация производства, появление бизнеса на основе творческих команд, противостояние объединений мелких игроков рынка и крупных монополистов - это то, что сейчас двигает общество вперед.
Труд продиктованный не нуждой и не внешней необходимостью - это то, к чему стремиться марксизм, это то, чем вооружается маркетинг.
Если свободный труд сможет победить в условиях рыночного общества, то мы будем наблюдать появление стихийного коммунизма. Коммунизма не требующего упразднения частной собственности и денег.
Разумеется, основой такого труда должны стать теории социального конструирования реальности и новая педагогика, которая так искрении воспевалась героями-марксистами вселенной А.Б. Стругацких