Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Про Страну Бла-бландию, Лису, Колибри и Живой Лес
Кто сказал, что книги с картинками — прерогатива детской литературы? Что серьезные и умные произведения обязаны состоять из миллионов символов, и не содержать ни одного изображения? Интересно было бы посмотреть на лица подверженных данному стереотипу во время прочтения книги
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Страна Бла-бла-бландия
Скажите, когда вы в последний раз рисовали? А когда говорили? Ощутимая разница в ответах, не правда ли? Но почему? По какой причине мы живем в мире, где только и делают, что говорят. На переговорах, на презентациях, во время мозговых штурмов — мы говорим и говорим, а если что и пишем — то это тоже слова. Куда же делись картинки, ведь мыслим мы, как правило, именно визуальными образами. Почему же тогда слова захватили этот мир?
Да потому, что нас с детства приучили к тому, что самое важное — это именно слова. Нас учат читать. Нас учат писать. Мы сдавали в школе диктанты, сочинения, пересказы. Мы защищались на экзаменах, используя лишь слова. Рисовать нас если и учили, то спустя рукава. Успешен тот, кто умеет красиво говорить. И ничего, что из уст его исходят лишь бла, бла и бла.
Мы настолько сильно влюбляемся в собственные слова, что начинаем дурачить себя и верить, будто понимаем вещи лучше, чем на самом деле.
Не подумайте, что автор призывает нас вообще не пользоваться словами. Нет! Просто для того, чтобы выбраться из Страны Бла-бла-бландии, и усилить сказанное, нужно включить визуальное мышление, и активно использовать картинки. Как это делать, поговорим ниже.
Изображения — часть мыслительного процесса, позволяющая нам двигаться в определенном направлении... Изображения — это не вспомогательные колеса. На самом деле ведущее колесо — это изображение.
Двухполосное движение
Для того, чтобы выбраться из Страны Бла-бла-бландии, нужно двигаться по обоим полосам: вербальной и визуальной. Ведь по отдельности, используя только что-то одно, мы не добьемся нужных нам результатов. Чтобы сделать наши идеи максимально живыми, и заразить ими всех окружающих, нужно сочетать слова и изображения, тем самым усиливая влияние каждого из них.
Две полосы: визуальное + вербальное + взаимозависимое = живое.
Бла-бламетр
Начнем со слов, а точнее с понимания того, какое именно «бла» перед нами. Дэн выделяет 4 типа вербального: отсутствие болтовни, бла, бла-бла и бла-бла-бла. Как оценить, к какому из типов принадлежит сообщение? Используем Бла-бламетр. Это такой себе чек-лист, проверив по которому сказанное/услышанное/прочитанное можно понять степень запущенности, и определить алгоритм дальнейших действий:
1 Сообщение
В первую очередь нужно понять, насколько легко уяснить сообщение с первого раза. То есть, степень его простоты. Если все ясно с самого начала — отлично, здесь нет ни одного «бла». А вот если оно кажется скучным, то значит все хуже, поэтому даем ему одно «бла». Если сообщение туманно, расплывчато, без какой-либо конкретики и залито водянистой водой — смело вручаем ему значок «бла-бла». Ну а самая запущенная стадия, которая, кстати, вовсю используется разнообразными махинаторами, недобросовестными политиками, СМИ и прочими представителями, влияющих на разум общественности, когда сообщение вводит нас в заблуждение — ему даем «бла-бла-бла».
Когда слова работают, они не только изменяют наше ощущение от мира — они изменяют и сам мир.
2 Идея
Второй этап — оценка идеи. Если она проста — сообщение лишено всякого рода «бла». А вот если сложность восприятия присутствует, значит оратор заслужил одну «бла». Когда идеи вовсе нет, либо она настолько мизерна, что ей пытаются придать веса с помощью слов, значит это «бла-бла». А когда идея гнилая, и оратор намеренно нас «разводит» — будем к нему строгими и дадим тройное «бла».
3 Намерение
Далее нам нужно понять, с какой целью, собственно, оратор вещает. Если он хочет осветить свою идею перед массами, и это у него выходит, опять же, никаких «бла» ему не даем. Если он пытается что-то объяснить (но выходит скучно и сложно) — даем одну «бла». Если хочет запутать — даем две. А если хочет отвлечь наше внимание — даем три.
4 Живой образ
На этом этапе мы разберемся, что можно сделать, чтобы снизить уровень «бла». В первом случае, когда болтовня отсутствует, мы дополняем сообщение визуализацией, с целью сделать и без того светлую идею кристально ясной.
Когда же наше сообщение имеет одну «бла» (скука, сложность, разъяснение), мы с помощью картинок упрощаем, делаем интереснее, тем самым это самое «бла» уходит. Этот метод хорошо применять в процессе обучения, когда очень нужно понять какую-то тему, но преподносится она нам не очень понятно.
От «бла-бла» и «бла-бла-бла» смело избавляемся путем придания туманным сообщениям точной формы и срыва маскировки с «псевдо-идей».
Если мы не можем изобразить суть идеи на бумаге, то не исключено, что никакой идеи и вовсе нет.
Почему визуализация важна?
Когда нам что-то говорят, то, как правило, мы рисуем себе это в голове. Мы не видим перед собой буквы, мы видим готовые образы. Презентация идеи с использованием визуализации позволяет избежать двузначности. Например, если вам скажут: «Не садись на этот стул, у него три ноги», вы вполне себе представите нормальный трехногий стул и не поймете, почему это на него сесть нельзя. Но когда вам сначала покажут стул с отсутствующей ногой, вы увидите, насколько он шаток и убедитесь в том, что на него действительно не стоит садиться.
Лиса и Колибри
Наше мышление состоит из двух частей — вербального и визуального. Автор называет их Лисой и Колибри. Лиса — аналитик, который видит определенные точки на общей картине, она линейна и движется от цели к цели. Лиса — это наше вербальное мышление. Колибри же — спонтанен, склонен к синтезу, он видит картину в целом, и именно Колибри — наше визуальное мышление. Так сложилось, что Лиса попросту съела нашего Колибри, в результате чего мы не используем свои возможности на полную мощность. Как же сделать так, чтобы оба этих животных были живы и здоровы, и существовали в гармонии друг с другом?
Когда мы произносим слово, то должны нарисовать и изображение.
Грамматика Живого Мышления
Чтобы выбраться из Страны Бла-бландии и подружить своих Лису и Колибри, Дэн предлагает использовать Живую Грамматику. Суть ее такова: все вербальное можно визуализировать. Как? С помощью шести простых элементов:
1. Портрет
Используем в тех случаях, когда нам нужно показать человека, предмет, место, состояние, а также подчеркнуть качества и отличительные особенности. Также применяется, если есть простой глагол, например, «человек бежит», «молния ударила», «пришла идея в голову».
2. Диаграмма
Когда у нас есть показатели количества объектов, то рисуем диаграмму. Цифры легче усваиваются именно в таком виде.
3. Карта
Если нужно показать место, в котором находится объект — рисуем карту.
4. Ось времени
Если у нас есть временная привязка — рисуем ось, с помощью которой можно отобразить исторический прогресс, движение.
Ось времени дает нам возможность увидеть, как сочетаются между собой различные элементы нашей идеи во времени.
5. Схема
В том случае, когда речь идет о взаимосвязи между объектами, то карты соединяются с осью времени, в результате чего получается схема.
Когда мы заставляем себя создавать визуальное представление слов, основная идея становится куда яснее.
6. Многомерный график
Диаграммы соединяются с картами, в результате чего получаем многомерный график. Используем, когда есть причинно-следственная связь. Говоря простыми словами, если есть ответ на вопрос «почему?».
Лучший способ понять суть многомерного графика — это представить его в виде жаркого, которое делается из нашей идеи.
Живой Лес
Дэн сравнивает идеи с лесом. В центре находятся наши визуальное и вербальное мышление, и окружены они шестью очень важными деревьями, без которых невозможно добиться истинной живости:
1 Форма
Сложновато будет заразить своей идеей окружающих чем-то аморфным. Пусть даже в своем воображении вы ее видите во всех деталях, но если вы не сделаете так. чтобы аудитория увидела идею вашими глазами, они ни за что не разделят ваш энтузиазм. Вот тут-то на помощь и приходит Живая Грамматика, которая поможет дать форму всему, что крутится у вас в уме. Ведь, если мы мыслим картинками, то почему бы не излагать свои изобретения с их помощью?
Придав идее форму мы превращаем ее из абстрактной в конкретную.
Конечно, иллюстрировать каждое слово — пустая трата времени. Для того, чтобы понять, что рисовать, нужно выявить фразы-триггеры. Выделив их из общего потока бла-бла мы понимаем суть самой идеи, даем ей форму и можем работать с ней дальше.
Слышу имя — рисую портрет, слышу цифры — рисую диаграмму, слышу перечень — рисую карту, слышу историю — рисую ось времени, слышу последовательность — рисую схему, «чую жаркое» — рисую многомерный график.
2 Дистилляция идеи
Чтобы завладеть вниманием человека у вас, как правило, есть 5-10 секунд. Если за это время ничего интересного не происходит, то слушатели «выключаются» и уходят в себя. Вот почему так важно изначально рассказать самый сок своих идей, а потом уже разъяснять детали. Чтобы понять, чем же так особенна наша идея, нам в первую очередь стоит самостоятельно проанализировать ее, разобрать по кусочкам и отсечь все лишнее. Процесс этот Дэн называет «дистилляция».
«Дистилляция идеи» — это процесс обнаружения сути и отсечения всего остального.
Но за дистилляцией следует расширение. То есть, поместив идею на салфетку, после ее одобрения мы снабжаем ее деталями. Сперва мы генерируем сотни слов и записываем все, что приходит в голову (Лиса), после мы запускаем нашего Колибри, который рисует идею, емко, но коротко, а после, когда все уже оценили силу ее, в дело вновь вступает Лиса, и расширяет это короткое послание.
3 Знакомо и близко
Нам свойственно искать знакомые черты во всем. Знакомимся с новым человеком? Обязательно вспоминаем, кто из уже известных похож на него. Смотрим новый фильм? Проводим параллели с уже просмотренными. Едим новое блюдо? Обязательно ищем аналогию с уже съеденным когда-то. Так же и с идеями. Чтобы публика их приняла, в них должно быть что-то, что уже знакомо им.
Все новое вызывает у нас стресс. Так как мы не узнаем те или иные объекты то не знаем, как на них реагировать. Но стоит нам заметить знакомое в чем-то новом, наш мозг расслабляется, потому что прежний опыт подсказывает, как себя вести. Живые Идеи основаны именно на этом принципе — они делают новые и неожиданные идеи узнаваемыми.
Кстати, интересный факт, что на самом деле в трудах известного психолога Абрахама Маслоу не было никакой пирамиды. Да, он описал иерархию человеческих потребностей. но в о пирамиде не было ни слова. То есть, читательское воображение само ее нарисовало. Видите, мы сами ищем связи и аналогии даже там, где их не задал автор. Было бы учение Маслоу таким популярным, если бы он не представил свои идеи так, чтобы мозг читателя смог увидеть в них нечто знакомое?
4 Развитие идеи аудиторией
Живая идея — это та, которую можно развивать без участия автора. Так, создается ощущение того, что мы привносим в нее что-то свое, и поэтому она становится нам еще ближе. Хороший пример: Уилл Райт, который изобрел игру The Sims, где он дал каждому пользователю возможность самостоятельно развивать персонажей, строить города, дома — в общем, активно участвовать в процессе.
Чтобы убедить других людей принять нашу идею, мы должны оставить ее незавершенной ровно настолько, чтобы они смогли добавить свое понимание.
5 Закрепление различий
Вам, конечно, известно, что Дмитрию Менделееву приснилась его периодическая таблица. Да вот только знаете ли, что она ему не с бухты барахты явилась в грезах? Дело в том, что на тот момент существовало две разных химических таблицы, в одной из которых элементы размещались в соответствии с их химическими свойствами, а во второй ранжировались по атомной массе. Менделееву крайне не нравилось такое различие, в результате чего он решил найти консенсус между ними, объединив воедино. В итоге он сперва создал карточки, по одной на каждый элемент, куда выписал все характеристики (количество протонов и химические свойства). Так как Менделеев часто ездил в поездах, в пути он играл своими карточками, раскладывая в разных порядках. В один момент он заметил повторяющуюся закономерность: «периоды». Что было дальше — вы знаете. Так, работая с противоположностями и фиксируя различия, Менделеев изобрел величайшую в мире таблицу.
«Закрепление различий» позволяет растянуть связанные с идеей возможности значительно шире, чем изначально кажется нашей Лисе.
6 Нацеленность
Когда вы доносите свою идею до окружающих крайне важно, чтобы каждый из них понял, что она адресована именно ему. Для этого используйте метод Живой Линзы, который заключается в том, чтобы выявить, кто именно представляет вашу целевую аудиторию, и как до нее достучаться. Живая Линза состоит из ряда уровней:
- Уровень лидерства (лидер-деятель)
- Уровень опыта (эксперт-новичок)
- Уровень количественного мышления (количество-эмоция)
- Уровень симпатии (симпатия-антагонизм)
В зависимости от того, к какому из уровней относится аудитория, и будет строится ваше сообщение. У каждого типа слушателей есть свои «горячие кнопки», на которые вам и стоит нажимать. Например, чтобы заинтересовать лидера вам нужно нарисовать перед ним карту или портрет, а перед деятелем — ось времени или схему. Ведь лидеров интересует видение, а деятеля — реализация на практике.
Великие идеи становятся великими по двум причинам: они имеют смысл с точки зрения огромного количества людей, но при этом — и особое значение для каждого (для меня).
P.S. Книга уникальна. Ее нужно прочесть каждому, кто работает с идеями. Стартаперу, инвестору, руководителю, копирайтеру, креативному директору, программисту, менеджеру, продажнику — список можно продолжать до бесконечности, ибо выбраться из Страны Бла-бландии важно каждому, независимо от рода деятельности. А купить книгу можно