Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Digital в политической агитации
Какие digital-инструменты и каналы используют кандидаты в мэры Москвы. Cубъективно-аналитическое исследование с примерами, стрелочками и восклицательными знаками.
«Выбрав самое неподходящее время для публикации своего субъективно-аналитического исследования, я продолжаю постить километровые тексты о том, какие digital-инструменты используются в агитационных кампаниях кандидатов в мэры Москвы. Потому что мне это интересно, а я не видела, чтобы об этом кто-то написал», — написала я неделю назад в Фейсбуке, когда действительно никто не говорил об активности политиков в интернете. Ну, по крайней мере, я ничего не нашла, кроме попытки начать серию аналитических заметок.
С той поры (то есть за эту неделю) уже появился достойный обзор на «Ленте», злободневный пост на ЦП, и я думаю, что тексты на эту тему будут множиться. Не потому, что выборы вот-вот случаться, а потому, что такого в наших интернетах еще не было.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Мне эта тема любопытна не столько с политической точки зрения (хотя я кое-кому симпатизирую), сколько с точки зрения сравнения активности кандидатов с рекламной активностью брендов в digital-среде. Ну и вообще интересно, как люди, которые к среде отношения не имеют, начинают в нее проникать, что они делают и как это у них получается. Я поискала, чо ково: какие инструменты кандидаты используют, какие ресурсы задействуют, что за продукты предлагают, каким тоном общаются, есть ли в этой кампании стратегия или это точечные удары (и удары это ли?).
Результат моего поиска вряд ли объективен, но зато он может помочь тому, кто решиться сделать большое и глубокое исследование по ту сторону выборов.
1. ЛДMM
Обзор. Как площадку для общения с интернет-пользователями кандидаты, в основном, используют личные медиа. Стандартный digital-набор — это персональный сайт, личная страница в фейсбуке и бескрайние поля YouTube, где публикуются под различными аккаунтами агитационные видео. Как варианты, используются твиттер, блог в ЖЖ, страница на сайте партии. По хештегам удалось найти инстаграм некоторых кандидатов. Только у Митрохина приметила баннерную кампанию и блог на отдельной площадке.
Личное. У Мельникова очень милое видео «До свидания, господин Обещанин» с грустным дядей и папье-маше.
Что хорошо:
- Наконец-то взрослые дяди поняли, что интернет есть.
Что плохо:
- Наконец-то взрослые дяди поняли, что интернет есть.
Левичев
Сайт
Фейсбук (18 июля, Бу!)
YouTube (1, 2)
Дягтерев
Cайт
Живой журнал
Твиттер
YouTube
Инстаграм degtyarev_info, #дягтерев
Мельников
Сайт
Живой журнал
Cтраница на сайте партии
Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
YouTube
YouTube «До свидания, господин Обещанин»
Cайт сторонников
Инстаграм #мельников
Митрохин
Живой журнал
Твиттер
Фейсбук
YouTube
Другие ресуры:
www.mosyabloko.ru
www.yabloko.ru
echo.msk.ru
И баннерная реклама (и тут, как мне подсказывают из зала, важно слово «ретаргетинг»).
По моим наблюдениям, о масштабных агитационных кампаниях можно говорить пока только в связи с Навальным и Собяниным.
2. Навальный
Живой журнал
Сайт
YouTube,
+ видео в подарок
Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
Инстаграм navalny4
От других кандидатов Навальный уже отличается тем, что для своей агитации использует не только личные ресурсы (ЖЖ, информация из которого отражается в твиттере, фейсбуке, вконтакте), но и другие digital-инструменты, площадки, сервисы и придумки. И это не просто набор одиноких площадок, это уже cамая настоящая digital, мать ее, кампания.
Такого политического диджитала мы точно никогда не видели.
В этой кампании мне нравится вот что:
- Есть центр коммуникации;
- Есть понимание того, кто к тебе обращается (лично кандидат или его штаб);
- Качественный контент (и картинки, и тексты);
- Есть выход офлайн (балконы, велосипеды, машины);
- Геймификация (задания для пользователей).
Еще мне нравится, когда со мной разговаривают нормальным, понятным языком, когда передо мной ставят понятные задачи, мне нравится, что я в силах их выполнить и результат можно увидеть не только в интернете. Мне нравится, что я — «в команде».
Ребятушки, как же этого мне не хватает в рекламе.
Среди недостатков:
- Личная рассылка ВКонтакте: на мой взгляд, тексты для рассылки тексты (по крайней мере, те, что были предложены сначала) совершенно бестолковые. Натужные заходы, неясные мотивы, обороты, которые свойственны книжной речи, но не личной переписке.
«Поговорим о политике? =) Знаю, немодно. Но куда деваться!» — ну вот cразу бы с вертушки.
Впрочем, добавляются новые тексты, можно добавлять свои. Важно, что использование этого инструмента зависит от сознательности участника: если он ответит на возможные вопросы того, кому он послал текст, то магия сработает, а если проигнорирует реакцию, то волшебное свойство рассылки пропадет.
- Инстаграм штаба @teamnavalny выглядит неубедительно. Общее от него ощущение: «кул, кул, ебашу лук! Смотрите, смотрите, я в штабе!» Со дня первых дебатов его забросили (вторая неделя прошла!)
Совсем не используются возможности видео. Зато лайков и комментариев сочни, вкусни — даже неловко сравнивать с другими. При этом материал по хештегу #teamnavalny регулярный и интересный.
- Баннерная кампания. Последнюю неделю это вообще творится что-то страшное, ощущение, что баннеры вышли из-под контроля и решили сожрать все пространство. Я понимаю, какую задачу решает штаб — получить охват, но божечки это уже какой-то адище.
3. Cобянин
Сайт (есть серия агитационных роликов)
Фейсбук
Канал на YouTube — ролики «Человек, который изменил всё» (комментариии чудные, рекомендую)
Сайты «поклонников»:
addsobyanin.ru
moidrugsoglasen.ru (+ инстаграм)
tolkonesobyanin.ru
и, как мне подсказывают из зала, moscowiloveyou.ru (#ялюблюмоскву) тоже про этого кандидата, но более тонкая кампания, не сразу видна связка,
а также песня в подарок
Активность штаба в инстаграме (#штабсобянин, #собяниннашмэр, #молштаб)
Несмотря на то, что многие каналы друг с другом не связаны и блуждают на просторах интернета, как заброшенные искусственные спутники, я склонна рассматривать это как кампанию, похожую на медийную или вирусную.
Личные ресурсы — строго информационные. Аромат беззаботной радости вносится при помощи «поклоннических» сайтов, в которых я вижу упор на развлечение: «не делай ничего, просто посмотри, отдохни, улыбнись, лайкни». Если и подразумевается какое-то действие, то пассивное: сфотай, поставь тег, примени фильтр, #лайкничитатьнеобязательно.
Что плохо в такой кампании:
- Неясно, кто к тебе обращается: какие-то незнакомые люди, с неясными мотивами. Некие «мы», которые хотят поделиться своими идеями, рассказать, как изменилась столица, которые не стесняются поддерживать и рады приветствовать. Тексты cами по себе неплохие с точки зрения ясности, но проблема в том, что они «без лица» (разве что на сайте с котиками называются имена).
Посты — постные (даже аккаунту в Фейсбуке пришлось самому себя развлекать, если вы помните).
- Не вижу, что проекты размещаются с желанием кого-то по-настоящему сагитировать. Очень показателен в этом плане пост на Лепре — манифест непонятно чего, размещенный без учета аудитории, без учета контекста и с таким явным безучетом на реакцию, что даже как-то обидно. В ответ на предсказуемые минусы (сейчас уже -4794), написать «Будь не как все. Поддержи Собянина!» — ну камон. Просто ради того, чтобы отметиться на площадках?
Или, например, очень хорошо с точки зрения контента используется инстаграм: есть видео избирателей, приятные лица, все вот это вот. Но одинокие лайки под фотками по хештегу #собяниннашмэр как бы говорят нам. Пока ползали с коллегой по инстаграму, заметили, что агитаторы используют совершенно новенькие профайлы (имея свои личные), будто использовать личный для агитации неловко.
Чем-то это мне напоминает рекламную стратегию больших брендов, которым не важен результат, — важно просто помаячить на экранах ваших мониторов. Которые используют интернет не ради результата, а ради интернета.
Что хорошо:
- Идеи. Они есть.
Идея с котиками вполне себе зачет. Откровенный мухлеж и подмена понятий, но все равно, убеждена, что котики работают. В инстаграме проекта, правда, как-то все не очень бойко, но Навальный, например, не догадался. Кроме того, на сайте можно найти мартышку, крокодильчика, змейку — и все они, представьте себе, согласны.
На сайте tolkonesobyanin.ru меня порадовал креативный подход. Снять монологи подчеркнуто неприятных личностей, которые ругают действующего мэра так, что хочется их прогнать, а мэра быстренько пожалеть, это уже не топорно — это уже изящно. И покорил этот кокетливый знак вопроса, конечно: «Только не Собянин?»
Самый веселый сайт, с точки зрения креатива, — addsobyanin.ru. Поместить в опросе пять фотографий помоек и одну гламурную картинку и предложить выбрать фотографии сделанные при Собянине — это, конечно, ох. Или… Ну ладно, впрочем.
- Кампания работает
Как сказала моя коллега, да, это палить из пушки по воробьям. Но если у тебя много пушек и они большие, то почему бы и нет? Результат все равно есть.
А он и правда есть, я точно знаю по себе (вспоминая студенческие годы), когда ты не заинтересован, когда ты слышишь имена кандидатов только в каких-то отголосках информационного гула, ты выберешь того (а ведь ты пойдешь выбирать!), о ком ты просто чаще слышал. И желательно, что-то хорошее. Вроде того, что «велики сделал, котиков любит». И проголосуешь за человека, который изменил вот это вот всё и картинку на своей странице.
***
Попадая в интернет, и бренды, и политики, кидаются заниматься пиаром (или делать вид), создавать шум вокруг себя. Очень редко встречается тот, кто думает, для кого он это все делает, с кем он разговаривает, для кого старается? Кто там, по ту сторону, прости господи, коммуникации?
По моим наблюдениям, большинство рекламных активностей брендов (и политиков) состоит в том, чтобы дуть в дуду: Я тут! Я тут! Я тут! А пришедшему на зов пользователю максимум улыбнуться ласково с сайта: приветики, мол! у меня для тебя есть гугл аналитикс и кнопочка «обратная связь», но ты на нее не нажимай, она все равно не работает!
Если обратиться к схеме выше, то почти все политики в этой предвыборной кампании придерживаются похожего плана — но! только до пунктирной линии. Они используют ресурсы для того, чтобы на них обратили внимание, особо не задумываясь, видимо, о том, что делать дальше, какие инструменты использовать (все как во взрослой рекламе!). Да и дело тут даже не в инструментах. Полагаю, что на будущих выборах весь город обмотается баннерами и наклейками, переименует все вайфаи в окрестности, наладит игру казаки-разбойники, а ВКонтакте вообще взорвется. Только это не работает, если политик (бренд) не хочет смотреть в глаза тому, кто его выбирает.
Сossa.ru взяла комментарии у cпециалистов, что они думают об активности политиков в digital.