Кликабельность сайта в естественной выдаче поисковых систем
На CTR в поисковой выдаче влияют тематика, длина запроса, возраст, пол, регион запроса. Есть и другие сложности в расчете кликабельности: позиция, на которой находится сайт, количество поисковых запросов к поисковой системе, персонализация поиска и так далее, — все это меняется каждый день.
Можно ли спрогнозировать посещаемость сайта исходя из результатов выдачи естественного поиска (SERP)? Как распределяются клики по позициям в результатах поиска в поисковых системах? Точный ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Поведение пользователя может меняться в зависимости от тематики запроса. Кто-то наберет общий запрос «купить наушники» и откроет 3–4 сайта интернет-магазинов, а кто-то просто уйдет в «Яндекс.Маркет», где все можно сравнить одним кликом. А кто-то задаст подробный запрос из 6 слов и кликнет на наиболее релевантную ссылку, не обращая внимание, на первом месте она или на десятом.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
По-настоящему достоверное и более точное исследование результатов естественного поиска могут позволить себе поисковики или специализированные компании, обладающие большим количеством данных и расширенным инструментарием для их обработки.
История вопроса
За прошедшее десятилетие активного развития поисковых систем в различных источниках накопилось множество данных, по которым можно судить о CTR органической выдачи. Известны исследования CTR в поиске Google, которые проводились несколькими маркетинговыми агентствами (Enquiro, Optify, Slingshot SEO) в период с 2007 по 2011 год.
Цифры в этих исследованиях различаются. Однако общим мнением стало, что большую часть кликов забирают первые три страницы в результатах поиска. Снижение CTR в 2011 году, возможно, связано не только с методикой исследования, но и с развитием расширенных результатов поиска: более заметный блок рекламы, добавление карт, поиск по картинками т. д.
Компания EyeTools в 2005 году провела исследование поисковой выдачи Google c помощью своей системы слежения за взглядом. Была построена карта распределения внимания на странице результатов поиска. Эти данные позволили ввести понятие «золотого треугольника Google» — области первых трех позиций.
«Золотой треугольник» распространяется на три-пять первых строчек среди результатов поиска. Он включает в себя область, где фокусируется взгляд абсолютно всех пользователей (стопроцентная видимость). Однако с развитием поисковых систем появилось множество инструментов расширенной выдачи, и внимание пользователей стало рассеивается по более широкой области.
CTR поисковой выдачи в «Яндексе» — данные агентства «Точно!»
Аналогичных исследований для «Яндекса», проведенных на таком уровне, нам найти не удалось. Однако каждому владельцу сайта доступен «Яндекс.Вебмастер», который дает информацию о словах, по которым сайт находят в поиске. Для каждого слова доступны позиции, клики и показы за неделю.
Мы собрали статистику за 3 месяца по 20 наиболее посещаемым сайтам, имеющимся в нашем распоряжении. В сумме обработано: около тысяч слов, порядка 500 тысяч показов и 56 тысяч кликов.
CTR в поиске «Яндекса»: запросы, не включающие название компании:
Первая позиция показала кликабельность 18,55%. Виден четкий отрыв первых трех позиций от остальных: начиная с четвертой CTR резко падает и далее плавно снижается от 6 до 4%. Значение CTR первой позиции очень близко к данным исследования Slingshotseo, однако, согласно нашим данным, CTR позиций в конце страницы значительно выше.
CTR в поиске «Яндекса»: запросы, включающие название компании:
Кликабельность по запросам, содержащим название компании, оказалась намного выше. Видно, что основное количество кликов и показов собрали первые 3 позиции. В любом случае, даже если вы не занимались целенаправленным продвижением сайта по запросам, связанным с брендом, вы будете показываться на первых местах.
Собранные данные относительны, однако в целом подтверждают общие закономерности и порядок цифр, показанные в американских исследованиях.
Способы применения полученной информации
- Наиболее эффективная позиция в поиске по коммерческим запросам — не ниже 3. При этом, учитывая конкуренцию в сфере SEO, вполне возможно, что затраты на достижение высоких позиций могут оказаться нерентабельными.
- Прогнозируйте количество переходов, учитывая достижение топ-3, в топ-10. Для этого соберите семантическое ядро и оцените количество показов по словам, выбранным вами в «Яндексе».
- Количество переходов ниже расчетного может указать на недостатки в продвижении или привлекательности сниппета.
Влияние CTR на позиции в поиске
Борьба за повышение качества поиска привела к включению в алгоритм ранжирования поисковых систем поведенческих факторов, одним из которых и является кликабельность по ссылке на сайт в результатах поиска. Если в топ-10 войдет нерелевантный запрос (не подходящий к запросу), его CTR будет ниже, чем средний для таких позиций и тематики. Через некоторое время сработают поведенческие факторы и такая ссылка вылетит из топа.
Таким образом, если в результате поискового продвижения сайт вошел в топ по популярным поисковым запросам, стоит следить за кликабельностью ссылок в поисковой выдаче, а также создавать максимально привлекательные сниппеты. Иначе есть риск потерять завоеванные позиции.
Методы повышения кликабельности сниппета
Заголовок сниппета составляется на основе HTML-элемента title. Если элемент title отсутствует или плохо описывает документ, может быть выбран более информативный заголовок, содержащийся в тексте документа. Текст под заголовком создается на основе текста страницы или мета-тега description.
В сниппете может быть показана и дополнительная информация:
- Быстрые ссылки на разделы сайта (допускается только редактирование автоматически определенных ссылок);
- Изменение регистра названия сайта;
- Регион сайта;
- Адрес компании с указанием места на карте, номеров телефонов, а также дополнительных данных, которые будут показаны не только в результатах поиска, но и на «Яндекс.Картах»;
- Ссылки на страницы в соцсетях;
- Подробные данные об организациях и их услугах;
- Данные о товарах (цены и информация о доставке интернет-магазина).
Подробнее о расширенной информации в сниппете можно прочитать в справке «Яндекса».
Источник картинки на тизере: jseo.com