Как испортить онлайн-диалог с клиентом ещё до его начала. Читайте на Cossa.ru

16 февраля 2018, 14:00
1

Как испортить онлайн-диалог с клиентом ещё до его начала

Детальный разбор ошибок и поиск решений вместе с LiveTex.

Как испортить онлайн-диалог с клиентом ещё до его начала

В 2018 году будем изучать переписку менеджеров компаний с клиентами в текстовых каналах: чатах, мессенджерах, социальных сетях. В прошлой статье мы дотошно разбирали каждую фразу оператора службы поддержки. Однако сегодня придётся отступить от живых текстов. Ведь компания вступает в диалог с клиентом до того, как менеджер ответит в чате или соцсети. На сайте посетителя встречают кнопки, иконки чатов, в мессенджере он видит приветствие от чат-бота. Это вспомогательные сообщения, приветствия и автоответы. Раз вспомогательные — должны помогать компании и клиенту. Но так бывает не всегда.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Бледные затёртые фразы, изношенные в хлам обороты выглядят инородно, особенно на современных сайтах и лендингах. Они вымывают из бренда индивидуальность и обезличивают общение. Они не помогают ни клиенту, ни менеджеру. Поработаем с такими текстами.

Приветственный текст или автоприветствие

Приветствие — это первое, что видит клиент, когда открывает чат, кликает на виджет ВКонтакте на сайте или обращается к чат-боту в мессенджере Telegram или Messenger. Задача такого текста — поприветствовать, помочь сориентироваться, чтобы клиент быстрее проскочил его и начал общение. Но про эту задачу часто забывают, и клиент видит это:

Когда в автоприветствие нужно вчитываться — дело плохо

Назовём основные проблемы таких приветственных текстов, чтобы легче расправляться с ними в будущем.

Бесполезный текст

Бесполезным считается всё, что отнимает время и не помогает клиенту. «Если у вас возникли вопросы, задайте их нам», «Добро пожаловать в официальный чат», «Специалисты быстро ответят и проконсультируют». Сами по себе фразы безобидные, но утяжеляют текст, который должен прочитываться за секунду. Смотрим пристальнее.

1. Если на неофициальном сайте установлен неофициальный чат, вряд ли об этом сообщат клиенту. Поэтому такие формулировки избыточны. Убираем и ничего не теряем. Уступку можно сделать, если пишем приветственный текст для сообщений группе ВКонтакте или для мессенджера. Тут много фан-клубов тематических страниц, поэтому хорошим тоном будет сразу сориентировать гостя — ты пришёл по адресу.

2. Неважно, возникли вопросы, появились или пробудились. Они просто есть. И менеджер ответит на них, что тоже понятно — не нужно ещё раз повторять, что именно на эти вопросы он будет отвечать.

3. Приветствие «Доброго времени суток» уже столько раз ругали, что убрать его стоит уже хотя бы за это.

4. «Отвечать и консультировать» в нашем случае почти одно и то же, ведь речь идёт о клиентской поддержке. Значит, спокойно можно оставить что-то одно.

Убрали лишнее — получили основную мысль: «Здравствуйте! Задайте нам вопрос». Или ещё смелее — «Задайте вопрос». Теперь нужно адаптировать смысл под специфику бизнеса. Получились два примера для чата на сайте и один для мессенджера. Они неидеальны, но смотрятся живее и читаются легче.

  1. «Здравствуйте! Я помогаю выбрать игрушки и одежду для малыша. Задайте вопрос».
  2. «Привет! Бойцы StudentsGlobe помогут тебе найти тур и выгодно купить билеты. Спрашивай».
  3. «Я — Badumtss Bot. Подбираю музыку к твоему настроению. Нажми Start и укажи, что я должен сделать».

Ещё пара приветствий, которые можно улучшить


Клиенту не важно, где компания увидит его заявку, поэтому фразу про email можно убрать. Это сообщение добавлено как шаблон поставщиком чата для того, чтобы компании изменили его и адаптировали под себя.

Если специалист в сети, значит, готов помогать. Сообщать об этом не обязательно.

Переписать текст можно так: «Знаю всё о мебели (видеоиграх, саженцах). Если есть вопрос, пишите мне».

И у специалиста должно быть имя и реальная фотография. Но сегодня не об этом.


Здесь уже больше конкретики — предлагают уточнить стоимость и наличие товара. Но всё это теряется в громоздких конструкциях на четыре строки.

Это виджет ВКонтакте на сайте компании. Клиенту такое приветствие не помогает — он сам знает, что пришёл на сайт.

Можно изменить приветствие, добавив пользы: «Задайте вопрос нашим менеджерам, а переписка сохранится у вас во ВКонтакте» или «Давайте вести чат во ВКонтакте, так удобнее».

А это примеры осмысленных автоприветствий. Здесь не смущают даже шесть строк текста во втором примере и лишняя фраза про «другие полезные вещи» в описании бота.

Эмоции, которые выглядят неестественно

«Мы с радостью поможем!», «Мы с удовольствием ответим!», «Наши консультанты будут рады ответить на ваши вопросы», «Рады приветствовать вас на нашем сайте!». Это не ошибки, просто заезженные фразы, поэтому им никто не верит. Чтобы быть искренними, помогите клиенту быстрее сориентироваться в новом канале связи, например, опишите его функции.

Дежурный текст, который добавили сами разработчики, он не относится к компании. Его можно сделать живым и полезным

Хромает логика, искажается смысл

Это, как правило, случайности. Например, обновили один служебный текст, а про второй забыли. Никто не застрахован. Но результат выглядит нелепо.

Смотрим пример 1. Здесь дважды текст противоречит сам себе. Авторы хотели сказать, что даже когда менеджеры не в сети, можно оставить заявку. Слово «написать» в их понимании подразумевает отложенный ответ, а не онлайн-переписку. Но обывателю это не понятно, он читает «нас нет, но вы пишите». Ещё на нервы действует агрессивное вовлечение в чат. Восклицательные знаки, смайлики, три строки с сообщениями настраивают на диалог, обещают рассказать о спецпредложении — а потом взгляд упирается в неумолимое «мы не в сети».

Теперь пример 2. Тут просто досадное совпадение. ВКонтакте определила, что менеджеры этой компании отвечают в среднем через сутки. Но автоматическое сообщение вверху виджета продолжает твердить про ответ «в самое ближайшее время». Техническая накладка, и завтра среднее время ответа может измениться на 15 минут. Но и такое случается.

Пример 1 и пример 2 (слева направо)

Смысловые повторы

Вступительные тексты и так короткие, но кому-то удаётся в них дважды повторить мысль, иногда даже одними словами.

Смотрим на примеры. В первом и во втором примерах кроме клишированных формулировок есть ещё одна беда — два разных обращения сплетаются по смыслу. В первом случае это надпись на ярлыке чата и текст приветствия. А во втором — приветствие и текст первого сообщения от оператора чата (оператор не пишет его сам, это автонастройка). Почти одно и то же похожими формулировками.

Пример 1 и пример 2 (слева направо)

Решить эти проблемы просто — нужно дать текстам решать свои задачи.

Скажем, для первого чата вверху написать «Консультируем 24/7», «Спросить менеджера». Или поменять второй текст «Консультируем о ценах, наличии, доставке и возврате. Задайте вопрос и оставьте контакты».

А вот варианты для второго случая.

Первая фраза: «Чтобы долго не искать, спросите нашего консультанта».
Вторая фраза: «Добрый день. Помогу выбрать и сравнить товары, найти подарок или оформить заказ».

Немного про «Мы обязательно с вами свяжемся»

Фраза эта затёртая и вынужденная, от неё веет холодом. То есть, в общении с клиентом использовать её стоит с осторожностью. Но почему-то многие продолжают добавлять её в текст приветствия. Чтобы эта текстовая ледышка подтаяла, иногда приписывают «обязательно с вами свяжемся», «оператор свяжется с вами в самое ближайшее время». Можно обойтись и без этого.

Если это форма заказа обратного звонка, то она сама синоним обещания перезвонить клиенту. Опустим очевидное и напишем «Оставьте свой номер телефона, и мы вам позвоним», или «Закажите звонок нашего проект-менеджера». А можно сделать по-другому — дать возможность выбрать дату и время звонка, или сразу обозначить, что менеджеры перезванивают в течение получаса (20 секунд).

Подробная форма заказа звонка без лишнего текста

Иконки, кнопки и ярлыки чатов на сайтах

Компании добавляют поясняющую надпись на ярлык или иконку чата, чтобы клиент быстрее кликнул. Надпись бывает статичная, а может всплывать, когда наводишь курсор мыши на иконку. Эти тексты-малыши тоже участвуют в общении с клиентом, значит могут помогать компании. Над чем тут можно поработать?

Слишком длинная надпись на ярлыке чата

Не смертельно, но смотрится так, будто компании сложно выразить мысль короче. А вот если надпись на вертикальном ярлыке, то она не читается и выглядит как насмешка.

Надпись, как у всех

«Начать чат. Мы онлайн», «Консультант онлайн», «Мы онлайн, задайте вопрос» — дежурные обозначения чата на сайте. Придуманы поставщиками чат-решений. Часто компании так и оставляют эти надписи на сайте. Не страшно, но можно попробовать выжать больше. К примеру, если это чат крупного узнаваемого бренда, зачем ему быть среди прочих? Небольшой компании тоже не повредит выделиться на фоне остальных.

«Продающий» слоган вместо надписи

Спорное решение — сделать из чата канал приёма заявок на бронь товара. Для этого на сайте есть другие инструменты. Мнение автора статьи — помощь и поддержка сначала, продажи — потом. Но когда акция действительно выгодная, клиенты её ждут и всегда реагируют отлично, можно сделать исключение. Пусть каждый решит для себя.

Автоответы после заполнения формы на сайте

Клиент выполнил какое-то действие. Предположим, заполнил форму бронирования. Он хочет получить подтверждение, что всё прошло нормально. Подтверждение должно быть понятным и однозначным. Но тут возникают трудности. Настоящее зло — когда форма после нажатия кнопки «Отправить» обнуляется, и клиент снова видит пустую заявку. По сравнению с этим остальное — мелочи. Но мы покопаемся и в них.

Вот для примера несколько подтверждений

«Спасибо, что воспользовались формой бронирования».
«Спасибо, что заполнили заявку на бронирование».
«Успех!»

Тексты буквально описывают то, что клиент только что сделал. Но он это и так знает. Ему нужно другое — понять, что он всё сделал правильно, и что будет дальше. Поэтому такие подтверждения нужно сделать конкретнее.

Добавим смысла и успокоим клиента

«Супер! Заявка уже у нас. Позвоним в указанное время».
«Спасибо за заявку. Мы отправим на ваш email инструкцию».
«Спасибо, мы приняли заявку. Теперь проверьте почту, там ваш код доступа. Если письма нет во «Входящих», загляните в «Спам».

SMS-уведомления в ответ на действия клиента на сайте

Тексты SMS от компаний — тема для двухтомника. Мы пройдёмся по верхам и посмотрим только на один аспект — что именно видит в своем смартфоне клиент, который только что совершил действие на сайте или лендинге.

Ответные эсэмэски — самый серьёзный вид вспомогательных сообщений из тех, что мы разобрали сегодня. Если они не сработают, общение с клиентом оборвётся. И здесь встречаются уже знакомые грехи — избыточность, непонятные формулировки, бесполезность.

Неудачное SMS-подтверждение:

Клиенту код нужен сразу и быстро. Поэтому такой текст не порадует — много лишней информации

Важно помнить, что чтение SMS — переход в другой канал общения. Клиент где-то что-то сделал (на сайте, например), а SMS получает на смартфоне. Значит, процесс «действие на сайте → SMS → действие на сайте» должен быть практически бесшовным. Для этого нужно сразу дать клиенту нужное — промокод, подтверждение регистрации, номер билета. Как можно поступить?

SMS-подтверждение, с которыми удобно работать:

Сначала даём то, что нужно клиенту. Потом — помогаем ему со следующим действием

Сотрудники служб безопасности нас упрекнут, что в примере выше некий персональный ключ откроется в предпросмотре сообщения, то есть будет у всех на виду. Спорить не будем. Защитные коды лучше так не отправлять. А вот магазину одежды отправка промокода на зимнюю распродажу не повредит.

Теперь можно общаться!

В одной из наших статей мы уже обсуждали вопрос вынужденного клиентского сервиса — когда компания не хочет помогать, но этикет обязывает. И также рассказали, как изменить ситуацию. С текстами для клиентов то же самое: когда уходят вымученные дежурные формулировки, каналы связи становятся каналами поддержки клиентов. Меньше препятствий перед началом диалога, ничто не отнимает время клиента, ничто не сбивает с толку. Даже небольшое улучшение поможет выделить бренд среди других. Отличайтесь от других вниманием к мелочам и заботьтесь о своих клиентах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is