Как использовать архетипы в брендинге. Читайте на Cossa.ru

15 февраля 2019, 13:30
1

Как использовать архетипы в брендинге

Ника Зебра, основатель и директор PR-агентства Zebra Company, даёт советы, как использовать архетипы в личном бренде, чтобы создать целостный образ.

Как использовать архетипы в брендинге

Сложно создать личный бренд, когда человек транслирует разные ценности, не давая возможности понять, какой он на самом деле. Зачастую человек и сам не знает, на какие свои качества лучше сделать акцент.

Как создать сильный личный бренд, зная свой архетип

Образ — некая картинка в головах представителей аудитории — складывается из ассоциаций и сообщений, которые мы транслируем. Нас характеризует всё: как мы выглядим, жестикулируем, что и как говорим на выступлениях, пишем в соцсетях, что нам нравится и что нет.

В работе над личным брендом важно быть последовательным и следовать выбранному позиционированию. Если сегодня вы убедительный адвокат в строгом костюме, а завтра — отвязный рокер с дредами и алкоголем, людям сложнее воспринимать вас как эксперта в чём-либо. Слишком разные образы складываются.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Для формирования устойчивого образа можно использовать архетипы. Архетип — это система образов, базовая конструкция, «первичный образец». Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке: «Правитель», «Воин», «Шут», «Мудрец»...

Использование архетипичных образов позволяет сделать ваш образ более чётким, ведь архетипы обращаются к бессознательному, к глубинным пластам. Фактически — речь о базовом доверии. Если угодно, это такие «дедушки» стереотипных образов.

Это не «новая модная теория». Первым об архетипах заявил Юнг, после его теорию адаптировали под брендинг, персональный PR и управление имиджем. Апеллирование к архетипам используют и мировые компании: Lego («Творец», деятельность по созданию нового), Mercedes («Правитель», власть, статус), Harley Davidson («Бунтарь», вызов и заметность).

Узнать, какой у вас архетип, можно при помощи теста на его определение. Вы увидите, сколько в вас от каждого типа, и сможете выбрать, как сделать свой образ (в широком смысле слова, не только визуальная часть) более конгруэнтным тому, что вы хотите, чтобы люди о вас думали.

Например, вы предприниматель, и ваши главные архетипы «Маг» и «Бунтарь». Как они могут проявляться?

Человек с архетипом «Маг» влияет на окружающих с целью изменить мир, превращает идеи в реальные проекты, глубоко понимает проблемы бизнеса, искусно управляет командой, рассказывает о технологиях будущего.

Человек с архетипом «Бунтарь» любит нарушать правила, шокирует, применяет нестандартные решения, имеет чёткую позицию и прямо высказывает своё мнение. Объедините два архетипа в поведении и коммуникациях, рассказывайте об экспериментальных проектах и инструментах, которые вы внедряете, делайте это дерзко и креативно.

Если вы предприниматель с архетипом «Правитель», транслируйте упорство в достижении результата, демонстрируйте навыки управления людьми, готовность брать ответственность на себя в кризисной ситуации. Управляйте, властвуйте, правьте. Помимо использования архетипа в стратегии поведения, стоит отражать свой тип и в имидже — выборе одежды, причёски, аксессуаров. Если вы хотите транслировать «Правителя», а выглядите как «Славный малый» — вы не будете конгруэнтны, аудитория подсознательно не будет вам доверять.

Рекомендую брать в работу сразу 2 архетипа, а не замыкаться в одном. Меньше рамок и больше пластичности в реализации себя. К тому же, архетип со временем может измениться. Например, я раньше была чистым «Героем», а сейчас в связке «Правитель+Любовник»: это отражается во внешнем виде, фотосессиях, манере коммуникаций, тематиках и стилистике постов в соцсетях, даже в оформлении презентаций для выступлений.

Тиньков и Канделаки грамотно проявляют свои архетипы

Согласно исследованию BrandAsset Valuator, компании, которые чётко следуют своему архетипу, увеличивают прибыль и успех на рынке. То же самое можно сказать про личный бренд. Рассмотрим в качестве примера Тину Канделаки, известную телеведущую и продюсера федерального спортивного телеканала.

Понять архетип Тины можно по сообщениям, которые она транслирует в публичном поле. В одном из последних интервью на YouTube она призналась, что с ранних лет ощущает ответственность за всю семью и теперь за свою команду. Смотрим и на любимый стиль в одежде. Мы имеем дело с «Правителем» в доминанте и с «Любовником» как дополнительным архетипом.

Посты, интервью, любая публичная деятельность Тины Канделаки не оставляют сомнений, какое позиционирование она выбрала: руководитель, сильная женщина, self-made, фитнес-блогер и мотивирующий спикер. Строгий стиль в одежде (при этом с акцентами, высоким каблуком, разрезами — наследство «Любовника») абсолютно релевантен её архетипу. Она часто спрашивает у аудитории мнение по поводу её образов. Мы видим, как проявляется потребность «Правителя» узнать мнение других, понять его, а порой изменить что-то. Так «Правитель» контролирует настроение «народа».

Другой пример — эпатажный бизнесмен Олег Тиньков. Архетипы «Бунтарь», «Маг». «Маг» проявляется через волшебные превращения идей в успешные проекты: пельмени «Дарья» с эпатажной рекламной кампанией, пивной бизнес, рестораны. Тинькову нравится исследовать почву, искать новые сферы, где он мог бы развиваться. Он пошёл против системы («Бунтарь») и создал самый крупный онлайн-банк в мире, банк без офисов. Он постоянно в поиске технологий и новых решений для старых проблем.

Стиль в одежде у Тинькова, как и у большинства людей с архетипом «Маг», ничем не примечателен. Он позиционирует и проявляет себя как бизнесмен-новатор, который говорит, что думает, даже если это неприятные вещи. Его коммуникации построены на провокациях «Бунтаря»: продажа бизнеса, перепалка с Рокетбанком, беременность Ксении Собчак, заявление о гомосексуализме. Пост про Жанну Фриске, например, набрал много репостов и негативных комментариев:

Посмотрите, это ли не «Маг» и «Бунтарь»?

Практически каждое взаимодействие со СМИ, размещение постов в социальных сетях заканчивается повесткой дня, которую обсуждают все. Тиньков выбрал стратегию и чётко ей следует. Если он покрасит волосы в зеленый, никто не удивится. Он последователен в проявлении архетипов. Публике понятно, чего от него ожидать (подсказка — всего).

Олег Тиньков и Тина Канделаки — яркие примеры того, как эффективно проявляются архетипы в личном брендинге. Использование понятных большинству образов, созданных на основе архетипов, позволяет быстрее создать устойчивые ассоциации, связанные с персоной.

Большинство успешных брендов строят своё позиционирование и стратегию продвижения именно на основе архетипов. Выявите свой тип, включите атрибуты архетипа во внешний образ, манеру общения, жесты, стиль фотографий в соцсетях, оформление личного сайта, и ваш образ станет целостным, а позиционирование для аудитории — понятным и запоминающимся.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is