Кайф от работы: непопулярная философия, которая способна изменить мир
Работать много, работать руками, работать каждый день — это нормально для владельца бизнеса. Мнение Игоря Малинина, основателя холдинга The Business Pill, лауреата Премии Рунета.
Наверняка призывы «выйди из операционки» вы видите чаще, чем «ходи каждый день на работу». Потому что мечта об одном часе в день с ноутбуком на Бали лучше продаётся. Интересно, почему тогда Илон Маск, Тим Кук или Олег Тиньков проводят огромную часть времени на работе? Может, они не слушают современных инфобизнесменов? Или дело тут в чём-то ещё?
Я и сам был в своё время захвачен идеей пассивного дохода от активного бизнеса. Поделюсь своим опытом, ошибками и выводами.
Спойлер: пройдя все стадии, я вернулся к тому, что работаю каждый день и получаю невероятный кайф. Как же так вышло?
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Шок-терапия: каково это — перестать работать в один момент?
Когда мы думали, как выйти из операционки, мой партнёр предложил интересное упражнение: «Представь, что завтра ты вообще не будешь прикасаться к проектам. Какой самый негативный сценарий по деньгам будет для тебя?»
На всякий случай уточню — я на тот момент владел небольшим digital-агентством, которое затем выросло в холдинг The Business Pill. Некоторые вещи в этой статье актуальны в основном для руководителей, но финальный пункт должен откликнуться каждому.
Я прикинул, что мой заработок упадёт на 30–50% (в зависимости от того, как договорюсь с подрядчиками), и понял, что в принципе это очень небольшая цена за ничегонеделание. Я ошибался :–)
«Ну, подрядчики же не дураки, сами справятся», — сказал я себе и действительно в один день передал все дела коллегам. Пару дней я реально кайфовал, но вы же знаете, что случилось потом?
Так как я был основным лидогенерирующим звеном в компании (у меня неплохой нетворкинг, Фейсбук, выступления на конференциях, статьи), моя репутация подталкивала меня осуществлять высокоуровневый менеджмент. Это очень нравилось клиентам. Как только я самоустранился, произошло следующее:
-
клиенты ощутили резкое снижение качества обслуживания (а это наиболее критичный в агентском бизнесе момент, потому что на перегретом рынке многое решает сервис;
-
подрядчики не смогли достойно осуществлять клиентский менеджмент, потому что у них, во-первых, он не был предусмотрен, а, во-вторых, мои заказчики были для них всего лишь одними из абстрактных клиентов. А не как для меня — людьми, которым я пообещал качество;
-
количество звонков мне и со стороны заказчика, и со стороны подрядчика только увеличилось.
Как вы понимаете, это никак не было похоже на выход из операционки :–) Особенно последний пункт. При всём при этом, разруливая конфликты, я очень сильно злился, потому оказался в позиции шантажа самого себя: я же обещал себе не работать, отдал часть денег за это, поэтому не буду подходить к телефону!.. И так далее. Но на деле это, разумеется, усугубляло положение.
Благо, эксперимент продлился недолго, и после некоторых переговоров все остались довольны. Давайте сразу к выводам и к тому, как получать кайф от подобной работы.
Вывод 1: честность
Если передаёте/перепродаёте заказы — говорите об этом клиенту прямо. Скорее всего, никто не откажется от такой схемы, а вы сразу обозначите все нюансы коммуникации.
Вывод 2: подстелите соломку
Подумайте, кто из коллег смог бы взять на себя антикризисный менеджмент в случае чего.
Вывод 3: если выходите из операционки, обеспечьте бесшовный переход
Сначала некоторое время ведите проект параллельно с новым подрядчиком. Затем ограничьтесь одной консультацией в неделю.
По сути, в таком случае вы превращаетесь в сейлза и спокойно доводите клиента до аккаунт-менеджера, сопровождая дальнейшее течение сделки в качестве супервайзора. Очень милые и безобидные функции: можно с удовольствием смотреть, как процент за привод клиента падает на счёт, и идти дальше.
Руки прочь: каково это — всё делегировать?
Ок, полностью перейти на пассивный доход не вышло, но, может, хотя бы перестать работать руками? Тем более, что об этом говорят все коучи и наставники.
Ну вот, я нанял команду, стал руководить. И что оказалось? Они работают не так, как я! Никто из них не второй Игорь Малинин. Какой ужас! У них своя точка зрения, их опыт не повторяет на 100% мой, они не ставят длинное тире в тексте (а вместо этого — ужасный дефис!) и так далее.
Опять внутренний шантаж: я плачу людям деньги, почему я должен работать за них? Почему должен переделывать?
Вариантов действий при этом конфликте несколько (я попробовал все).
-
Поставлять клиентам продукт, который сделали сотрудники, не вмешиваясь в него («Я ведь не получаю зарплату за это!»)
Риск: низкое качество.
Выгода: сохранение собственного времени. -
Доделывать/переделывать за сотрудниками.
Риск: потеря времени и денег.
Выгода: улучшение качества продукта. -
Стать вкладом в сотрудников: научить их делать так, как будет лучше.
Риск: сотрудник уйдёт с твоими знаниями (и только лишь?).
Выгода: бесконечная.
Пункт 3 — это невероятный кайф. Мало того, что это, опять же, честная позиция, это ещё и любовь к ближнему как она есть.
Ты делишься своим огромным опытом, человек растёт на твоих глазах, он благодарен. И, конечно, это идёт во благо и самому тебе: ты получаешь отличного специалиста и зачастую близкого друга.
Разумеется, такие проблемы минимизируются при грамотной HR-политике. Если вы готовы долго искать кандидатов и хорошо платить, то это круто. И мы уже давно практикуем подбор сотрудников через специалистов. Но рынок диджитала связан с большой текучкой, а это значит, что перестраховаться не мешает. Какой чеклист тут используем мы:
-
для новых сотрудников предусмотрена программа адаптации;
-
у каждого сотрудника, помимо формальной должностной инструкции, есть документ «Ожидания от работы сотрудника» (это список того, что я лично, Игорь, жду от человека). Такой документ позволяет по-человечески поговорить о работе, взаимно оценить эти ожидания, раз в месяц проходиться по ним и обсуждать, где можно ещё вырасти. Сотрудники в восторге от этой системы, потому что это фактически план личностного развития, по которому они становятся круче с каждым месяцем;
-
если сотрудник чего-то не знает, я объясняю ему это лично, не тая ничего. Терпеливо. Не жадничая. Иногда для этого требуется одна сессия, иногда это превращается в персональное наставничество на 2–3 месяца;
-
и, конечно, у нас есть ряд видеокурсов по SMM и интернет-маркетингу, которые мы продаём для внешней аудитории. Сотрудники могут получить его бесплатно. Точнее, взамен на готовность учиться и приносить пользу.
Адекватный бизнес-процесс стартапа — это путь, который руководитель проходит от работы руками до построения систем, работающих без его активного участия. Но не спешите к завершению этого пути. Кайфуйте в моменте.
Расслабься и получай удовольствие: каково это — работать самому? :–)
Несколько практических рекомендаций для тех, кто переживает, что, Боже мой, работает руками! Если вы руководитель, который слышал про то, что можно выйти из операционки, или наёмный сотрудник, страдающий от просиживания в офисе или на фрилансе, эти пункты для вас.
-
Гормон удовольствия вырабатывается у нас, когда мы успешно завершаем какое-то дело. Говорят, дофамин вырабатывается, даже когда мы просто ставим лайк (поэтому мы и сидим в соцсетях, ведь это самый простой способ получения небольшой, но дозы). И именно большие проекты или причастность к ним дают человеку истинное удовольствие.
Поэтому все ненавидят офисную рутину: это процесс без начала и конца, как в Матрице. И поэтому все кайфуют в конце различных проектов: мы видим ощутимый результат от того, над чем потрудились.
Задача работодателя в этом контексте — показать каждому сотруднику большую идею, долгосрочные и среднесрочные цели, рассматривать успехи за месяц и квартал. Задача сотрудника — самому заботиться о своём дофамине. Например, писать по 5-10 мини-дел на день и вычёркивать их из тасклиста, это очень приятно, поверьте.
-
Обустройте своё рабочее место в соответствии со своим представлением о прекрасном. На работе мы часто проводим больше времени, чем где-либо. Почему там нам должно быть некомфортно? Принесите цветок, наклейте стикер, ходите в тапочках. Если работодатель против, меняйте работу. Серьёзно.
-
Не считайте, что работа руками — это зашквар. Делайте то, что вы любите! Являясь руководителем холдинга, я недавно написал текст на сайт одного из клиентов, поработал копирайтером за несколько тысяч рублей. И кайфанул невероятно! Потому что обожаю тексты. Копирайтинг — это моё призвание. Думаю, по объёму этой статьи вы это поняли. Предпринимательство — это уже побочка, это то, что всего лишь приносит деньги.
-
Выкладывайте процесс и результаты своей работы в соцсети. Не все стремятся к публичности, не все тщеславны. Но именно одобрение друзей и подписчиков часто позволяет нам не обесценивать свои труды.
-
Если вам не нравится ваша работа и пункты выше для вас не работают, то поменяйте работу. Серьёзно, сейчас вакансий — изобилие. Перестаньте быть в плену старого мышления, когда одна работа на всю жизнь.
Сейчас даже можно не работать в классическом смысле этого слова. Страхи наших бабушек и дедушек за «неугодную» запись в трудовой книжке — это старая реальность! Раньше я и сам с подозрением смотрел на тех, кто порхает из агентства в агентство или постоянно тестирует ниши. Да, среди таких людей есть много поверхностных товарищей. Но есть и те, кто просто ищет комфортную среду для раскрытия своего потенциала.
Именно кайф от работы позволяет нам не только осознанно и небесполезно проживать жизнь день за днём, но и достигать результатов! Если вы просто занимаетесь зарабатыванием денег или отбыванием повинности, от этого плохо всем — и вам, и коллегам, и работодателям, и даже вашему окружению. А когда вы со всей страстью отдаётесь делу, вы заряжаете всех вокруг, активизируете свой потенциал, работаете продуктивнее и плодотворнее. И получаете дивиденды.
И вот это истинный кайф. Стей хангри!
Рекомендуем:
- Как обрести уверенность в себе? Пять способов поднять самооценку digital-специалисту
- Как эффективно планировать и использовать рабочее время, чтобы всё успевать
- Чем опасна прокрастинация и как с ней бороться
- 10 лайфхаков для увеличения продуктивности сотрудника рекламного агентства
- Как избавиться от синдрома самозванца и насладиться заслуженным успехом
- Крах микроменеджмента и важность «плюшек»: пять уроков работы на карантине
- Спасение выгорающих — дело рук самих выгорающих: 10 приложений для внутреннего покоя. Личный топ Юлии Бурлаковой, ИКРА
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.