Кайф от работы: непопулярная философия, которая способна изменить мир. Читайте на Cossa.ru

18 марта 2021, 15:15

Кайф от работы: непопулярная философия, которая способна изменить мир

Работать много, работать руками, работать каждый день — это нормально для владельца бизнеса. Мнение Игоря Малинина, основателя холдинга The Business Pill, лауреата Премии Рунета.

Кайф от работы: непопулярная философия, которая способна изменить мир

Наверняка призывы «выйди из операционки» вы видите чаще, чем «ходи каждый день на работу». Потому что мечта об одном часе в день с ноутбуком на Бали лучше продаётся. Интересно, почему тогда Илон Маск, Тим Кук или Олег Тиньков проводят огромную часть времени на работе? Может, они не слушают современных инфобизнесменов? Или дело тут в чём-то ещё?

Я и сам был в своё время захвачен идеей пассивного дохода от активного бизнеса. Поделюсь своим опытом, ошибками и выводами.

Спойлер: пройдя все стадии, я вернулся к тому, что работаю каждый день и получаю невероятный кайф. Как же так вышло?

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Шок-терапия: каково это — перестать работать в один момент?

Когда мы думали, как выйти из операционки, мой партнёр предложил интересное упражнение: «Представь, что завтра ты вообще не будешь прикасаться к проектам. Какой самый негативный сценарий по деньгам будет для тебя?»

На всякий случай уточню — я на тот момент владел небольшим digital-агентством, которое затем выросло в холдинг The Business Pill. Некоторые вещи в этой статье актуальны в основном для руководителей, но финальный пункт должен откликнуться каждому.

Я прикинул, что мой заработок упадёт на 30–50% (в зависимости от того, как договорюсь с подрядчиками), и понял, что в принципе это очень небольшая цена за ничегонеделание. Я ошибался :–)

«Ну, подрядчики же не дураки, сами справятся», — сказал я себе и действительно в один день передал все дела коллегам. Пару дней я реально кайфовал, но вы же знаете, что случилось потом?

Так как я был основным лидогенерирующим звеном в компании (у меня неплохой нетворкинг, Фейсбук, выступления на конференциях, статьи), моя репутация подталкивала меня осуществлять высокоуровневый менеджмент. Это очень нравилось клиентам. Как только я самоустранился, произошло следующее:

  • клиенты ощутили резкое снижение качества обслуживания (а это наиболее критичный в агентском бизнесе момент, потому что на перегретом рынке многое решает сервис;

  • подрядчики не смогли достойно осуществлять клиентский менеджмент, потому что у них, во-первых, он не был предусмотрен, а, во-вторых, мои заказчики были для них всего лишь одними из абстрактных клиентов. А не как для меня — людьми, которым я пообещал качество;

  • количество звонков мне и со стороны заказчика, и со стороны подрядчика только увеличилось.

Как вы понимаете, это никак не было похоже на выход из операционки :–) Особенно последний пункт. При всём при этом, разруливая конфликты, я очень сильно злился, потому оказался в позиции шантажа самого себя: я же обещал себе не работать, отдал часть денег за это, поэтому не буду подходить к телефону!.. И так далее. Но на деле это, разумеется, усугубляло положение.

Благо, эксперимент продлился недолго, и после некоторых переговоров все остались довольны. Давайте сразу к выводам и к тому, как получать кайф от подобной работы.

Вывод 1: честность

Если передаёте/перепродаёте заказы — говорите об этом клиенту прямо. Скорее всего, никто не откажется от такой схемы, а вы сразу обозначите все нюансы коммуникации.

Вывод 2: подстелите соломку

Подумайте, кто из коллег смог бы взять на себя антикризисный менеджмент в случае чего.

Вывод 3: если выходите из операционки, обеспечьте бесшовный переход

Сначала некоторое время ведите проект параллельно с новым подрядчиком. Затем ограничьтесь одной консультацией в неделю.

По сути, в таком случае вы превращаетесь в сейлза и спокойно доводите клиента до аккаунт-менеджера, сопровождая дальнейшее течение сделки в качестве супервайзора. Очень милые и безобидные функции: можно с удовольствием смотреть, как процент за привод клиента падает на счёт, и идти дальше.

Руки прочь: каково это — всё делегировать?

Ок, полностью перейти на пассивный доход не вышло, но, может, хотя бы перестать работать руками? Тем более, что об этом говорят все коучи и наставники.

Ну вот, я нанял команду, стал руководить. И что оказалось? Они работают не так, как я! Никто из них не второй Игорь Малинин. Какой ужас! У них своя точка зрения, их опыт не повторяет на 100% мой, они не ставят длинное тире в тексте (а вместо этого — ужасный дефис!) и так далее.

Опять внутренний шантаж: я плачу людям деньги, почему я должен работать за них? Почему должен переделывать?

Вариантов действий при этом конфликте несколько (я попробовал все).

  • Поставлять клиентам продукт, который сделали сотрудники, не вмешиваясь в него («Я ведь не получаю зарплату за это!»)
    Риск: низкое качество.
    Выгода: сохранение собственного времени.

  • Доделывать/переделывать за сотрудниками.
    Риск: потеря времени и денег.
    Выгода: улучшение качества продукта.

  • Стать вкладом в сотрудников: научить их делать так, как будет лучше.
    Риск: сотрудник уйдёт с твоими знаниями (и только лишь?).
    Выгода: бесконечная.

Пункт 3 — это невероятный кайф. Мало того, что это, опять же, честная позиция, это ещё и любовь к ближнему как она есть.

Ты делишься своим огромным опытом, человек растёт на твоих глазах, он благодарен. И, конечно, это идёт во благо и самому тебе: ты получаешь отличного специалиста и зачастую близкого друга.

Разумеется, такие проблемы минимизируются при грамотной HR-политике. Если вы готовы долго искать кандидатов и хорошо платить, то это круто. И мы уже давно практикуем подбор сотрудников через специалистов. Но рынок диджитала связан с большой текучкой, а это значит, что перестраховаться не мешает. Какой чеклист тут используем мы:

  • для новых сотрудников предусмотрена программа адаптации;

  • у каждого сотрудника, помимо формальной должностной инструкции, есть документ «Ожидания от работы сотрудника» (это список того, что я лично, Игорь, жду от человека). Такой документ позволяет по-человечески поговорить о работе, взаимно оценить эти ожидания, раз в месяц проходиться по ним и обсуждать, где можно ещё вырасти. Сотрудники в восторге от этой системы, потому что это фактически план личностного развития, по которому они становятся круче с каждым месяцем;

  • если сотрудник чего-то не знает, я объясняю ему это лично, не тая ничего. Терпеливо. Не жадничая. Иногда для этого требуется одна сессия, иногда это превращается в персональное наставничество на 2–3 месяца;

  • и, конечно, у нас есть ряд видеокурсов по SMM и интернет-маркетингу, которые мы продаём для внешней аудитории. Сотрудники могут получить его бесплатно. Точнее, взамен на готовность учиться и приносить пользу.

Адекватный бизнес-процесс стартапа — это путь, который руководитель проходит от работы руками до построения систем, работающих без его активного участия. Но не спешите к завершению этого пути. Кайфуйте в моменте.

Расслабься и получай удовольствие: каково это — работать самому? :–)

Несколько практических рекомендаций для тех, кто переживает, что, Боже мой, работает руками! Если вы руководитель, который слышал про то, что можно выйти из операционки, или наёмный сотрудник, страдающий от просиживания в офисе или на фрилансе, эти пункты для вас.

  1. Гормон удовольствия вырабатывается у нас, когда мы успешно завершаем какое-то дело. Говорят, дофамин вырабатывается, даже когда мы просто ставим лайк (поэтому мы и сидим в соцсетях, ведь это самый простой способ получения небольшой, но дозы). И именно большие проекты или причастность к ним дают человеку истинное удовольствие.

    Поэтому все ненавидят офисную рутину: это процесс без начала и конца, как в Матрице. И поэтому все кайфуют в конце различных проектов: мы видим ощутимый результат от того, над чем потрудились.

    Задача работодателя в этом контексте — показать каждому сотруднику большую идею, долгосрочные и среднесрочные цели, рассматривать успехи за месяц и квартал. Задача сотрудника — самому заботиться о своём дофамине. Например, писать по 5-10 мини-дел на день и вычёркивать их из тасклиста, это очень приятно, поверьте.

  2. Обустройте своё рабочее место в соответствии со своим представлением о прекрасном. На работе мы часто проводим больше времени, чем где-либо. Почему там нам должно быть некомфортно? Принесите цветок, наклейте стикер, ходите в тапочках. Если работодатель против, меняйте работу. Серьёзно.

  3. Не считайте, что работа руками — это зашквар. Делайте то, что вы любите! Являясь руководителем холдинга, я недавно написал текст на сайт одного из клиентов, поработал копирайтером за несколько тысяч рублей. И кайфанул невероятно! Потому что обожаю тексты. Копирайтинг — это моё призвание. Думаю, по объёму этой статьи вы это поняли. Предпринимательство — это уже побочка, это то, что всего лишь приносит деньги.

  4. Выкладывайте процесс и результаты своей работы в соцсети. Не все стремятся к публичности, не все тщеславны. Но именно одобрение друзей и подписчиков часто позволяет нам не обесценивать свои труды.

  5. Если вам не нравится ваша работа и пункты выше для вас не работают, то поменяйте работу. Серьёзно, сейчас вакансий — изобилие. Перестаньте быть в плену старого мышления, когда одна работа на всю жизнь.

Сейчас даже можно не работать в классическом смысле этого слова. Страхи наших бабушек и дедушек за «неугодную» запись в трудовой книжке — это старая реальность! Раньше я и сам с подозрением смотрел на тех, кто порхает из агентства в агентство или постоянно тестирует ниши. Да, среди таких людей есть много поверхностных товарищей. Но есть и те, кто просто ищет комфортную среду для раскрытия своего потенциала.

Именно кайф от работы позволяет нам не только осознанно и небесполезно проживать жизнь день за днём, но и достигать результатов! Если вы просто занимаетесь зарабатыванием денег или отбыванием повинности, от этого плохо всем — и вам, и коллегам, и работодателям, и даже вашему окружению. А когда вы со всей страстью отдаётесь делу, вы заряжаете всех вокруг, активизируете свой потенциал, работаете продуктивнее и плодотворнее. И получаете дивиденды.

И вот это истинный кайф. Стей хангри!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is