Прокрастинируй продуктивно
Январь считается традиционно не очень продуктивным месяцем. После затяжных праздников довольно сложно вернуться в рабочий режим. Но на помощь приходят исследователи, которые утверждают, что, даже ленясь, можно быть продуктивным. Итак, настало время восхитительных историй о важности промедления.
Исследователями выявлено такое явление как позитивная, или структурированная прокрастинация, однако в учёных кругах существуют противоречия по поводу того, что её вызывает. Философ из Стэнфорда Джон Перри (John Perry) опубликовал в 2012 году книгу, посвященную рассмотрению явления структурированной прокрастинации. Судя по всему, он не понаслышке знаком с тем, о чём пишет, ведь между тем, как он сформулировал концепцию, и выходом книги толщиной в 92 страницы прошло 17 лет.
В 1995 году у Перри впервые возникла мысль о том, что он не так уж и ленив — с какого угла на это посмотреть. Ведь когда он заканчивал работу с документами, он не сидел сложа руки — Перри играл в пинг-понг со студентами, точил карандаши или работал в саду. «Медлительные люди редко бездействуют», — подумал он.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Книга получила название «Искусство прокрастинации» (The Art of Procrastination). Ключ к продуктивности, отмечается в ней, в том, чтобы делать много дел, но методично.
В списке дел, советует Перри, сверху следует расположить очень сложные, если не невозможные, дела с более-менее расплывчатым дедлайном. Ниже — дела попроще с чёткой датой исполнения. Вы станете решать задачи из нижней части списка, только бы не заниматься теми самыми сложными делами, записанными в самом верху. Таким образом, прокрастинатор может даже прослыть полезным человеком, который много делает — так было со мной, например, — отмечает Перри.
Учёный обращает внимание на то, что его теория строится на научном открытии, сделанном ещё в 1930 году Робертом Бенчли (Robert Benchley). Бенчли писал: Психологический принцип заключается в следующем: любой может выполнить большое количество работы, при условии, что это не та работа, которую следует делать прямо сейчас.
Именно это и называют структурированной прокрастинацией. Автор термина — Пирс Стил (Piers Steel), психолог из университета Калгари, опубликовавший в 2011 году подборку своих исследований в сборнике «Уравнение прокрастинации» (The Procrastination Equation).
Большинство из нас могут побороть лень, но не все — полностью. Я всегда работаю над несколькими проектами одновременно, и как только мне надоедает делать один из них, я перехожу к другому, — отмечает Стил. Он опросил более 24 000 человек по всему миру, и 95% из них признались, что периодически страдают от прокрастинации. Около 25% — хронические прокрастинаторы (это в пять раз больше, чем насчитывалось по результатам исследования 1970 года). Вы можете пройти тест Стила на сайте procrastinus.com, там же собрана подробная информация об учёном и его работе.
Пирс Стил объясняет рост числа хронических прокрастинаторов изменениями в характере труда и увеличении рабочих мест. Согласно статистке исследователя, сейчас люди рабочих специальностей прокрастинируют в среднем четверть своего рабочего дня, студенты — треть. Мужчины ленятся чаще, чем женщины, а молодежь — чаще, чем люди среднего и преклонного возраста.
Автор детективов Реймонд Чендлер (Raymond Chandler) придумал свою стратегию борьбы с ленью. Её можно назвать «альтернативной». Чендлер искал способ заставить себя писать не менее 4 часов в день и разработал два правила:
1. Ты не обязан писать.
2. Если ты не пишешь, ты не должен делать что-либо ещё.
Так, в отсутствие альтернативы, не оставалось ничего другого, кроме как заняться литературной деятельностью.
Джон Перри упоминает и ещё об одном золотом правиле прокрастинатора: никогда не делай те дела, которые завтра делать будет уже не нужно.
Оливер Эмбертон (Oliver Emberton), специалист по тренингам эффективности, в треде о прокрастинации на Quora сравнивает ленивого человека с маленьким капризным ребёнком. Вот несколько его советов:
1. Забудьте о логике. Никакая логика и обоснования вам не поможет что-либо сделать, для этого нужно чёткое решение.
2. Позаботьтесь о комфорте. Маленькие дети кричат и плачут, когда голодны, устали или хотят спать. Так же и ваш мозг — он не должен перенапрягаться, для сна и веселья время тоже должно оставаться.
3. Воспитывайте дисциплинированность. Чтобы приучить малыша есть овощи или супы, его пугают тем, что отберут десерт. Разработайте для себя наказания в случае срыва дедлайнов и поощрения за высокую производительность.
4. Воздействуйте на эмоции. Создайте плейлист для работы, смотрите мотивационные видео, читайте книги по повышению мотивации.
5. Смените окружающую среду. Так же, как ребёнок, увидев начинающийся по телевизору мультфильм, забывает о том, что нужно делать уроки, так и многие взрослые не могут сосредоточиться на работе, открыв Skype или Facebook. На время выполнения важного дела, по возможности, отключите всё, что может вас отвлекать. В идеале рабочее место и место для развлечений должны быть отделены друг от друга.
Вот ещё несколько советов по борьбе с ленью от экспертов Quora:
1. Гоните прокрастинирующих людей подальше от себя. Даже если они ваши друзья. Если они действительно ваши друзья, они поймут и не будут обижаться. Если они так не сделают, то они вам не друзья.
2. Прекратите заниматься теми задачами, которые, как вы понимаете, вы не сможете довести до конца. Много времени теряется между стадиями «кажется, я не смогу это сделать» и «я сдаюсь».
3. Не делайте перерыв, в то время как окружающие вас люди работают. Осознание, что вы вместе с вашим окружением вместе занимаетесь делами, снижает желание прокрастинировать.
Ссылки по теме: