Исследование маркетинговых инструментов: как развивается рынок в России, кто в лидерах и чем помогает click.ru. Читайте на Cossa.ru

27 августа, 16:00

Исследование маркетинговых инструментов: как развивается рынок в России, кто в лидерах и чем помогает click.ru

Анализ ситуации на рынке от экспертов.

Исследование маркетинговых инструментов: как развивается рынок в России, кто в лидерах и чем помогает click.ru

Рекламный рынок растёт, появляются новые технологии и каналы связи с клиентами. Маркетинговые отделы получают всё больше задач. Чтобы своевременно выполнять весь объём работ, нужны инструменты, которые автоматизируют рутину, помогают анализировать рекламу и упрощают коммуникации. Поэтому на рынке появляются десятки сервисов, в которых легко запутаться.

В этой статье эксперты click.ru проанализируют:

  • как бизнес в России расходует деньги на рекламу;

  • зачем маркетологам инструменты автоматизации;

  • у кого в России лидирующие позиции в данной нише;

  • как сделать проще работу с маркетинговыми сервисами.

Содержание

Состояние рынка интернет-рекламы в России по данным отчёта АРИР

Российский рынок интернет-рекламы сильно растёт. Ассоциация Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) сравнила объёмы в 2022 и 2023 году и получила такие данные: рынок достиг исторического максимума в 807 млрд рублей и вырос на 55%.

Рост рынка с 2022 по 2023 годы

В исследование вошли инновационные и традиционные каналы (performance и branding). Например, продвижение через инфлюенсеров, работа с классифайдами, аудиореклама, реклама в мессенджерах. Рынок инновационных каналов вырос на 93% и достиг 379,6 млрд рублей.

Рост рынка и его составляющих

Интернет-реклама смогла восстановиться после кризиса 2022 года и показывает рекордные результаты за всю историю. Усиливается конкуренция между компаниями, что ведёт к росту доли новых каналов связи с аудиторией.

Чем больше каналов, тем больше работы: возникают новые рутинные задачи, требуется больше аналитики. Чтобы маркетинг оставался эффективным, менеджерам важно уменьшить объём ручной работы. Например, можно автоматизировать сбор семантики, получение информации о клиентах, фиксацию продаж из различных источников и другие задачи.

Для этого на рынке появляется больше инструментов, которые помогают повысить эффективность рекламы и продуктивность специалистов. Большинство из них работают по модели SaaS: пользователи платят за подписку на облачный сервис, а его поддержкой занимается компания-владелец. Так работают Callibri, amoCRM и другие сервисы.

Сколько средств бизнес тратит на аналитику и продвижение

В период с 2022 по 2024 годы Mindbox, Calltouch, Coffee Analytics и «Матемаркетинг» изучали рынок, чтобы узнать, сколько компании из России и СНГ тратят на аналитику и маркетинг. В опросах участвовали 150 компаний из разных ниш.

Вот основные выводы.

  • Компании тратят около 15% оборота на маркетинг. 45% из этого идёт на интернет-продвижение. Чем выше оборот компании, тем меньше они вкладывают в рекламу: доля снижается с 20% до 12% у наиболее крупных игроков.

  • Компании в СНГ вкладывают в аналитику в два раза больше, чем в США. Если в СНГ на аналитические сервисы уходит 13% маркетингового бюджета, то в США — всего 6–7%.

  • В ближайшие три года большинство компаний планирует увеличить затраты на аналитику до 19% от общего маркетингового бюджета.

  • Чем больше компания инвестирует в маркетинг, тем сильнее она ощущает пользу от аналитики. Наиболее высоко ценят важность аналитики те, кто вкладывает в продвижение от 20% оборота. Существенный рост эффективности от аналитики начинается после инвестиций в маркетинг более 10% оборота.

  • Сквозная аналитика — новый тренд. Компании стремятся получать максимум данных о пользовательском опыте. Этими решениями уже пользуются 46% крупных компаний, 29% средних и 16% малых.

Структура расходов на маркетинг и аналитику

Основная доля расходов на аналитику — оплата специализированных сервисов, которые дают маркетологам максимум данных для принятия решений.

Перспективы сервисов для маркетинга

Агентство Data Bridge Market Research изучило мировой рынок сервисов для маркетинга и представило прогноз на основе данных. По итогам 2023 года объём рынка специализированных инструментов составил более 10,1 млрд долларов, и к 2031 году ожидается рост до 17,9 млрд долларов. В период с 2024 по 2031 годы рынок должен расти со скоростью 12,1%. Основные драйверы развития:

  • увеличение спроса на автоматизацию мобильного маркетинга;

  • фокус на повышении эффективности и производительности;

  • повышение интереса к бизнес-аналитике и обработке данных.

На российском рынке ситуация аналогична мировой: спрос на сервисы увеличивается. Из-за ограниченного доступа к зарубежным инструментам появились новые российские сервисы, которые пока не очень известны, но уже привлекают внимание.

Состояние рынка маркетинговых инструментов в России

По данным CNews, рынок SaaS-решений в России растёт в два раза быстрее IT-индустрии в целом. Несмотря на уход с рынка многих компаний, сфера развивается. Появляются новые решения. Маркетологи активно используют в работе такие инструменты:

  • CMS для создания сайтов;

  • сборщики семантического ядра для SEO и контекстной рекламы;

  • платформы для мобильной и веб-аналитики;

  • CRM для настройки рекламы и управления клиентской базой;

  • коллтрекинг для аналитики и отслеживания звонков;

  • решения для сбора данных о посетителях и их аналитики;

  • платформы для рассылок по email;

  • чаты, онлайн-консультанты, сервисы для создания ботов;

  • планировщики и менеджеры задач;

  • решения для конкретных ниш (например, «МойСклад» для товарного бизнеса или YCLIENTS для HoReCa);

  • сервисы автопостинга в социальных сетях.

Выбор инструментов огромен, и для эффективного маркетинга бизнесу требуется комплекс решений, работающих одновременно.

Лидеры рынка инструментов для маркетинга в России

CEO сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев регулярно готовит рейтинг SaaS-решений на основании открытой информации о выручке. Он сравнивает её год к году, рассчитывает рентабельность и рост бизнеса, показывает прибыль. На первом месте компания с самой большой выручкой за год.

Вот как выглядят рейтинги в некоторых категориях.

CRM

Сервис Выручка 2022 Выручка 2023 Рост выручки % Рентабельность % Прибыль 2023
1С-Битрикс 2700 млн 4019 млн 49% 31% 1228 млн
amoCRM 1046 млн 1448 млн 38% 53% 767 млн
RetailCRM 378 млн 413 млн 9% 2% 8 млн

Автоматизация бизнеса

Сервис Выручка 2022 Выручка 2023 Рост выручки % Рентабельность % Прибыль 2023
iiko 1685 млн 2558 млн 52% 5% 161 млн
МойСклад 983 млн 1321 млн 34% 22% 285 млн
Умная Логистика 215 млн 330 млн 54% 43% 143 млн

Маркетинг и аналитика

Сервис Выручка 2022 Выручка 2023 Рост выручки % Рентабельность % Прибыль 2023
Mindbox 1385 млн 2078 млн 50% 0% 2 млн
Flocktory 937 млн 1946 млн 108% 20% 393 млн
Calltouch 833 млн 1096 млн 32% 20% 214 млн

Отраслевые сервисы

Сервис Выручка 2022 Выручка 2023 Рост выручки % Рентабельность % Прибыль 2023
Travelline (путешествия) 2853 млн 3833 млн 34% 41% 1586 млн
YClients (онлайн-запись) 823 млн 1154 млн 40% 9% 99 млн
Bnovo (отели) 208 млн 358 млн 72% 59% 211 млн

Продажи и аналитика на маркетплейсах

Сервис Выручка 2022 Выручка 2023 Рост выручки % Рентабельность % Прибыль 2023
MPSTATS 744 млн 1532 млн 106% 45% 684 млн
EGGHEADS 358 млн 683 млн 91% 14% 98 млн
MarketGURU 159 млн 533 млн 235% 9% 48 млн

С какими проблемами сталкиваются маркетологи при использовании сервисов

Сервисы облегчают работу маркетологов, но реклама становится всё сложнее, а сервисов — всё больше и больше. Выбор инструментов огромен. В одном только рейтинге Аскара Рахимбердиева представлено более 50 компаний, и это только лидеры.

Обычно у маркетологов возникают две трудности:

Сложно подобрать оптимальное решение. Разобраться в многообразии, сравнить и выбрать подходящий сервис довольно трудно. У маркетологов часто не хватает времени, поэтому внедрение новых инструментов откладывается на потом.

Трудно работать с отчётами и оплатами. Для каждого сервиса нужен свой аккаунт и отдельный счёт, при этом сроки оплаты и требования по НДС у всех разные. Отслеживание платежей превращается в проблему. Чтобы не потерять какой-либо сервис, приходится вести учёт в календаре и создавать список платёжных средств и аккаунтов.

Однако вовсе необязательно решать проблемы самостоятельно. Можно использовать централизованную платформу — маркетплейс click.ru.

Как маркетплейс сервисов click.ru помогает маркетологам

Маркетплейс click.ru — площадка с популярными сервисами для автоматизации маркетинга и повышения его эффективности. Например, тут представлена большая часть инструментов из рейтинга Аскара Рахимбердиева. Эксперты click.ru собрали в одном месте одни из наиболее качественных и востребованных решений на рынке.

Интерфейс маркетплейса сервисов

У всех пользователей, которые ведут рекламу в экосистеме click.ru, есть доступ к маркетплейсу и его преимуществам.

Большой выбор сервисов

В маркетплейсе click.ru доступно более 70 инструментов. Среди них:

  • CMS (Flexbe, Tilda, InSales);

  • CRM (amoCRM, «Мой склад», Битрикс 24);

  • коллтрекинг (CoMagic, Callibri, MANGO OFFICE);

  • чаты и онлайн-консультанты (TextBack, Jivo, Salebot);

  • управление продажами на маркетплейсах (MarketGURU, MPSTATS);

  • подборщики запросов (Labrika, Keys.so, «Топвизор»);

  • автопостинг в социальных сетях (LiveDune, PostMyPost, «Церебро»);

  • регистраторы доменов и хостинги (Timeweb, Рег.ру);

  • аналитика (Андата, Roistat, TGStat).

Также есть голосовые боты, сервисы для дизайнеров, email-маркетологов, скидки на курсы в онлайн-школах.

Оплата в одном окне

Не нужно оплачивать инструменты на разных сайтах — всё можно сделать в кабинете click.ru. Так вы сэкономите время на работе с финансами и сможете потратить его на улучшение маркетинга.

В экосистеме click.ru также можно оплачивать все маркетинговые расходы: пополнять балансы рекламных кабинетов (в Директе, myTarget, VK Ads, Avito), контролировать расходы, сроки оплат и так далее. Не нужно составлять договоры, организовывать обмен документами и взаиморасчёты с десятками контрагентов. Всё можно сделать из одного окна в кабинете click.ru.

Возможность использовать инструменты бесплатно

Пользователи click.ru, зарегистрированные в партнёрской программе, могут получать вознаграждение до 18% в зависимости от объёма расходов на продвижение.

У начислений две части:

  • первая начисляется на бонусный счёт click.ru — средства можно вывести на счёт в банке, потратить на рекламу или покупку маркетинговых инструментов;

  • вторая начисляется на бонусный счёт маркетплейса — деньги можно использовать для оплаты сервисов.

Можно работать бесплатно с нужными инструментами просто за счёт ведения рекламы в экосистеме click.ru.

Набор зарубежных инструментов

С помощью маркетплейса click.ru можно оплачивать зарубежные сервисы. Например, Chatra, WordPress, ChatGPT, VistaCreate, Elfsight, MidJourney, Shutterstock. Список регулярно пополняется.

В среднем пользователи click.ru одновременно работают с 4 инструментами из маркетплейса. Бизнес с высоким рекламным бюджетом в среднем приобретает 12 сервисов. Так он может закрыть все актуальные задачи.

Рынок рекламы растёт, и вместе с ним растут инвестиции в маркетинговые инструменты. Их становится всё больше, и бизнесам становится нужна оптимизация оптимизирующих сервисов. Маркетплейс click.ru помогает не только навести порядок в работе с инструментами, но и пользоваться ими бесплатно.

Хотите рассказать на Коссе о своих продуктах или услугах? Изучите наши возможности и напишите на sales@cossa.ru — поможем выпустить эффективный текст.
Реклама, ООО «Клик.ру», ИНН: 7743771327, ОГРН: 1107746150126, ERID: 2VtzqvmndWp

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is