«Маркетинг в 4К»: новый подход к завоеванию рынка с учётом изменившегося до неузнаваемости мира
Как эволюционирует маркетинг в цифровых реалиях.
Автор статьи: Игорь Малинин — основатель рекламного холдинга The Business Pill и проекта «Что я несу?», лауреат Премии Рунета, лектор Финансового университета, РГГУ, МГУ, ВШЭ. Автор книг «Мир Ясен» и «Алое алоэ» и спикер ведущих профильных площадок.
Настало время переосмыслить даже фундаментальные формулы успеха, представленные
Как и любой сфере, маркетингу требуется эволюция (если не революция). Давайте посмотрим на священные для каждого маркетолога 4P (price, product, promotion, place), которые потом превращались и в 5Р, и в 7Р — свидетельствуя об изменчивости контекста, в котором мы живём и работаем.

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
Возьмём, например, place — то есть место. Сегодня выбор локации уже не всегда является составляющим успеха. Допустим, у вас исключительно
Или, наоборот, у вас может быть
Поэтому маркетингу сегодня требуется кардинальное переосмысление всех этих вещей. Благодаря более чем пятнадцатилетней работе в коммуникациях, маркетинге и бизнесе (в первую очередь — в диджитале), а также многолетней научной работе в ведущих вузах РФ, мне удалось скомпоновать весь свой опыт в формулу, которая звучит как «Маркетинг в 4K».
Формула не просто органично встраивается в научный дискурс, но и имеет современный нейминг, потому что «4K» в сознании массового пользователя — это высококачественное видео. Соответственно, метафорически выражаясь, через систему 4K можно организовать высокоуровневый, высококачественный маркетинг.
Собственно, что это за 4К?
4K — это
1. Комьюнити-менеджмент
Если обратиться к трудам Адама Смита, Карла Маркса и того же Филиппа Котлера, можно смело заявлять, что наше время может быть охарактеризовано словосочетанием «экономика изобилия», когда предложение значительно превышает спрос, и аудитория начинает выбирать нас не
Сегодня категорически важно собирать вокруг своего бренда сообщество, и для этого есть всевозможные инструменты. Если даже на заре диджитала рассылки стало легче делать не через обычную почту, а через
Соответственно,
Уже сейчас многие грамотные компании вычленяют отдельную роль
Зачем это нужно с точки зрения бизнеса? Казалось бы, комьюнити — это просто приятное дополнение, но нет. Комьюнити можно конкретно оцифровать.
Соответственно, Nike в минусе на 80 000 рублей (на самом деле, на большее количество денег — даже при грубых и примитивных расчётах). Однако для того, чтобы повторно не тратить столько же денег, Nike формируют комьюнити, которое помогает им снижать цену за контакт с целевым пользователем и стимулировать повторные продажи. Таким образом, попадая в комьюнити, Nike Run Club, я скачиваю приложение, у меня появляются там свои друзья, я хожу на бесплатные пробежки. Как следствие — следующая пара кроссовок, которую я куплю, тоже будет Nike. Даже экипировка, которую я буду себе покупать, тоже будет Nike. За год я потрачу ещё 100 000 рублей, и бренд уже отобьёт инвестиции, которые он вложил в то, чтобы я стал его клиентом.
Грамотный
Вторая выгода
Комьюнити можно дополнительно монетизировать, предлагая и рекламируя им свои продукты, либо даже чужие, то есть продавая внимание своей аудитории партнёрам или не конкурирующим брендам. Допустим, если я владелец кофейни и при ней есть сообщество, например, в 1 000 человек и больше, я могу спокойно прорекламировать для них необычные туры по Москве, стартующие в этом же районе. Тем самым я получу непрофильный информационный актив и параллельный доход.
2. Коллаборации
Особенно хорошо сегодня делать коллаборации в России, потому что у нас произошла полная пертурбация рынка коммерческой
Поэтому многие бренды вынуждены до сих пор думать, как перераспределить маркетинговые бюджеты, которые раньше были заложены на ту же самую таргетированную рекламу. Соответственно, коллаборации сегодня — это отличный инструмент продвижения, зачастую она даже может быть безбюджетной. Можем посмотреть на бренд Monochrome, вся концепция которого построена на коллаборациях. Это интересный бренд, я за ним слежу довольно давно — даже попадал в его журнал как один из неофициальных амбассадоров.
У этого бренда есть классная моноконцепция —
Поэтому бренд избрал стратегию регулярных коллабораций. Соответственно, запущен постоянный поток нового креатива: на их моноконцепцию наслаиваются дополнительные смыслы. Каждая вещь уникальна, она
Коллаборация Monochrome с Фондом Константина Хабенского
Делая коллаборации, мы также можем измерить эффект в новых клиентах и повторных продажах — тем более, если видеть, сколько аудитории пришло от партнёров. Можно даже реализовывать механику с промокодами для брендов, с которыми вы коллаборируетесь, чтобы точно отследить источник трафика.
Также здесь отлично измеряется эффект с помощью такого показателя как PR value — сколько денег вы потратили бы, если бы платили СМИ (или блогерам,
3. Контент-маркетинг
Возвращаемся к тезису, что сегодня мы живём в эпоху информационного перенасыщения. Тем не менее, аудитория всё равно очень любит потреблять контент. Я составил и презентовал на конференции «SMM прорыв» свой
Live-контент («живой» контент)
Сегодня аудитория не очень любит регулярный контент и рубрики, потому что понимает, что за всякими
Когда SMM зарождался, люди любили различного рода рубрики. Почему? Пользователи видели в соцсетях брендов альтернативу традиционным медиа. Это было креативно и свежо. Бренды за десятилетия накопили огромное количество экспертизы, которую через ненавязчивый формат транслировали посредством соцсетей.
Но сейчас аудитория уже им наелась, хотя при этом потребность в контенте у неё есть. Парадокс.
Представим, что мы раскручиваем кофейню. Мне как читателю, даже если я поклонник бренда, не было бы интересно читать про то, какие есть способы обжарки, что такое зерно, какие бывают напитки на основе эспрессо. Все уже про это знают, и даже если мне нужна такая информация, я пойду и сам её погуглю. Хватит это публиковать! Но что же делать?
Мне будет намного милее и приятнее видеть живой контент. Например, как бариста украшает кофейню к 8 марта, и всё это — в таймлапсе или в сторис. Высший пилотаж — когда
Часто провожу госникам тренинги по медиаграмотности, и
Тем, кто жалуется на то, что у него скучная сфера, нужно почитать
кейс завода «Кубаньжелдормаш», о котором я никогда бы не узнал (и уж тем более никогда не выучил название), если бы они в своё время не поразили весь бомонд российского пиара своим
Второй вид актуального контента — это подвид живого контента: ситуативный контент
В первом случае мы сами являемся ньюсмейкером. Здесь же мы откликаемся на внешний инфоповод. Разумеется, это не значит, что мы должны просто делать репосты тревожных новостей. Мы должны брать ту информацию, о которой нам есть что сказать, прокомментировать в качестве эксперта или отработать на продуктовом уровне.
Например, если вы — цветочный ларёк, недостаточно будет просто найти фотографии с условного фестиваля цветов в Голландии. Задача классного SMM сегодня — это действительно найти стоящий инфоповод, например, посмотреть, что было интересного на фестивале с точки зрения продуктового потенциала: найти композицию, которая заняла первое место, предложить компании закупить такие цветы и продавать их под соусом того, что это сегодня
Третий тип актуального контента — регулярный
Да, я помню свой тезис про «Долой рубрикаторы!», но иногда и правда бывает так, что писать не о чем, из пальца высасывать инфоповоды не хочется, а
При этом мы не должны делать рубрикаторы основой своей контентной концепции, потому они и спустились на третье место — о причинах см. выше. К регулярному контенту есть огромное количество подходов. Можно просто штамповать рубрики, но рано или поздно приходит творческий кризис. В таком случае рекомендую свой метод — «Бесконечный рубрикатор», он хорошо гуглится.
Четвёртый тип контента — это UGC (user generated content): контент, сгенерированный пользователями
Это не просто
К разряду смелых кейсов можно отнести историю «Вкусвилла». У них открытая стена в ВК, где каждая хозяюшка может выставить фотографии своих блюд, написать, поделиться своим рецептом. Даже несмотря на то, что не всегда удаётся сфотографировать это эстетично, «Вкусвилл» не запрещает публиковать такой контент, потому что на этом основывается
Пятый — это нейросетевой контент
Он резко хайпанул и немного сбавил обороты, но только потому, что ещё мало людей научилось делать действительно качественный нейросетевой контент. Пока что он выглядит пластиковым, но процесс обучения нейросетей продолжается, равно как и улучшаются навыки людей работать с ИИ. Пластиковый контент получается только потому, что люди не умеют пользоваться нейросетями.
Хотя уже два года назад мы оптимизировали подход к иллюстрациям через нейронки, создав, например, символ Российской венчурной индустрии (потратив всего сутки и ноль рублей вместо месяца работы с высокооплачиваемым
4. Креативные решения
В данном случае «креатив» — это не
Если у вас будут выполнены все три предыдущие «К», но при этом не будет самого креатива, у вас выйдет очень неустойчивая конструкция и, возможно, все остальные усилия пойдут насмарку. Что это значит?
У вас может быть большое количество контента, но написанное чатом GPT, который просто берёт и формирует тексты на те темы, которые сейчас актуальны, про которые говорят все. Даже если у вас есть комьюнити, даже если вы сделали
Поэтому создание
Проаудируйте прямо сейчас свой проект или свою деятельность на 4К и ответьте на вопрос: а устойчива ли моя
Внедряйте «Маркетинг в 4К» — это весело и высококачественно!
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.