Кому и почему выгодна информационная атака на вас
Информационные войны в медиа — часть бизнес-стратегии по устранению конкурентов с рынка. Зачастую самыми неприятными и нечестными способами. Тяжело опровергнуть информацию, если она сфальсифицирована. Распространение слухов и негативных упоминаний — самый популярный инструмент информационной войны.
Вбросы через медиа быстро находят свою аудиторию и мгновенно распространяются. Пользователи любят негатив. Такая информация волнует, возмущает, больше обсуждается и пересылается. Клевета вызывает больший интерес, чем последующие опровержения.
Ещё одна причина популярности вбросов — сложность выявления зачинщика. Случается, что к моменту определения реального источника клеветы информация там уже удалена. Материал разошёлся, а концов не найти. Возможно, публикация была со «спящего аккаунта», то есть неактивного, чаще фейкового.
Но вероятность найти злоумышленников всё же есть. В этом помогут кибербезопасность и технические средства. Существуют системы мониторинга, которые отслеживают источники вброса. Специалисты находят сходство между социальными взаимодействиями аккаунтов и вычисляют организатора.
Аналитика против атаки «обманутых дольщиков» и ушлых юристов
Однажды к нам обратилась крупная строительная фирма с проблемой неконструктивного негатива в поисковой выдаче. Клиенты выискивали несуществующие недостатки в купленных квартирах и требовали компенсаций. А недобросовестные юристы предлагали вернуть неустойки по всевозможным причинам, делали рекламу на негативных инфоповодах о бренде, зачастую создавая их самостоятельно.
Мы провели мониторинг, аналитику и применили комплекс мер по работе с репутацией. Продвинули ранее созданные положительные ресурсы. Собрали всю информацию о горе-юристах и клиентах, которые командно навязывали мнение и создавали негатив и разоблачили их.
Так мы увеличили долю позитивной информации в топ-10 Яндекс и Google и вытеснили бо́льшую часть негатива из поисковой выдачи. Добились, чтобы люди не доверяли нечестным юристам, обещающим вернуть часть потраченных денег. Аудитория перестала поддерживать митинги и помогать распространять негатив в сети. Негативные инфоповоды стали меньше обсуждать.
Это лишь один из случаев и один из алгоритмов решения. Одинаковых ситуаций не бывает, а значит и разрешаются все информационные атаки по-разному.
Механика атаки
Зачастую источниками негатива выступают проплаченные блогеры или интернет-СМИ, которые публикуют на заказ почти любую информацию. Атака обычно начинается постепенно: небольшими вбросами в мессенджерах, форумах, соцсетях, как и в случае с застройщиком. Распространением информации занимаются реальные люди, которые пишут негативные комментарии и посты на платной основе, проставляют лайки. Такая активность с лёгкостью покупается на специальных биржах. А автоматические боты постят комментарии и твиты. СМИ организуют цикл отмывки вбросов из интернета. Псевдо-медиа продвигают фейк в новостных агрегаторах и создают волну. И так по кругу.
Сбер под ударом
В ноябре 2016 года в мессенджере WhatsApp поползла информация о массовой блокировке счетов клиентов Сбербанка за «сомнительные» переводы. Так началась информационная атака на банк. Позже инфоповод подхватили даже влиятельные СМИ, ссылаясь на «Деловую Россию». Эта организация опубликовала информацию о заблокированных 700 тысячах аккаунтов, но в публикации была совершена ошибка. Намеренная или случайная — вопрос.
Ещё на первых этапах информационной атаки нужно понять, какую цель преследуют зачинщики. И сразу принять решение о дальнейшей работе над ситуацией: проработать вопросы управления репутацией и увеличить число положительных ресурсов в топе выдачи поисковиков Яндекс и Google.
Мы обычно работаем по такому алгоритму.
-
Подбираем наиболее актуальные репутационные запросы и разрабатываем семантическое ядро (упорядоченный набор поисковых слов).
-
Собираем сайты, находящиеся в топ-10/топ-30 поисковой выдачи и вручную анализируем их.
-
Выделяем позитивные/негативные/нейтральные/нерелевантные ресурсы, разбиваем их по типам площадки (статья в СМИ, аккаунт в соцсетях).
-
Разрабатываем стратегию работ по созданию позитива, продвижению существующих актуальных ресурсов и вытеснению негативных островов контента.
Как подготовиться к информационной атаке
Вы должны иметь репутационную подушку на все случаи жизни, чтобы ваш имидж работал на вас и помогал выйти из любой ситуации.
Чтобы быть готовыми к информационной атаке, нужно заранее проработать слабые стороны, предсказать места ударов в случае вбросов и негативных инфоповодов, которые могут использовать недоброжелатели. Мы с клиентами всегда начинаем с работы над уже существующим негативом, ищем наиболее вероятные негативные инфоповоды, составляем общую схему взаимодействий, критерии определения рисков и карту реакций и ответов.
Также заранее работаем над положительным или нейтральным контентом (опровергающие новости, положительные инфоповоды, комментарии и другие материалы, способные перевести фокус внимания), чтобы в случае внезапного нападения мы могли сработать чётко и главное — быстро.
Важно не позволить информационной атаке распространиться, поэтому нужно купировать всплеск негативной информации. Система мониторинга инфополя — лучший помощник. Для работы с инфополем составляется список ключевых словосочетаний (название компании, имена руководства, юрлицо) и настраиваются ограничения. Если количество упоминаний начинает неестественно расти, то система даст об этом знать. Важно учитывать, с какой скоростью распространяется информация, на каких площадках и кем публикуется, какую аудиторию охватывает.
Защита репутации в интернете требует регулярности, поэтому нужно поддерживать количество положительных и нейтральных публикаций, чтобы предупредить появления в топах старых новостей.
Алгоритм действий в борьбе с атакой
Каждый случай индивидуален, но почти всегда работает такая стратегия: оперативное реагирование, сбор информации для опровержений, комментарий от лица бренда и вскрытие ложности вбросов.
Важно проинформировать и поделиться подробностями с аудиторией, чтобы увлечь пользователей нужной информацией. Создать вирусный эффект опровержения, если не было принято решение об игнорировании вброса. Главное — продумать все детали, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Люди ждут вашего комментария
Нужно в минимальные сроки дать комментарий. Нельзя затягивать с выяснениями, потому что иногда критично важно среагировать в первые 15 минут. Иногда у вас в запасе может быть несколько часов. В таких ситуациях главное — не молчать.
А иногда молчание будет эффективнее всего. Это относится к ситуациям, когда нужно избежать поддержания обсуждения, чтобы не подогреть страсти и не нанести себе ещё больший ущерб. Такое решение принимают, если тема незначительная и вы уверены, что она не будет распространяться.
Подробностей тоже ждут
Бывают ситуации, когда инфоповод развивается с помощью ваших же клиентов — настоящих и потенциальных. В таком случае нужно рассказать подробности произошедшего, подкрепить утверждения документами, снять видео или фото. Увиденному как правило доверяют больше, чем словам.
Обеспечьте виральность комментария
Нужно позаботиться о том, чтобы ваш комментарий увидели и услышали все. Если представители СМИ к вам обратятся, то ваша пресс-служба должна быть во всеоружии. Постарайтесь опираться на самые влиятельные и охватные СМИ. Информация также должна публиковаться в социальных сетях и на официальном сайте.
Сохраняйте спокойствие и не показывайте эмоции публично
Желание отомстить — естественная реакция. Оставьте эмоции при себе и ни в коем случае не угрожайте. В подобных ситуациях вы должны быть невозмутимы. Так вы продемонстрируете уверенность в себе и желание скорейшего разбирательства.
Что делать, если на вас запустили информационную атаку
Каждая ситуация уникальна и требует полного погружения. Общая стратегия вам подскажет, но лучше выбрать комплексный подход при работе с негативом и обратиться за помощью к специалистам. Они грамотно и качественно отреагируют, помогут избежать последствий, сохранить репутацию и предсказать возможные исходы на будущее.
Источник фото на тизере: Pawel Czerwinski on Unsplash